Принятые обозначения

Ц— цветки

Л — листья

Т — трава (стебли, листья, цветки)

П — плоды

К— корневища

 

Применяемые \ части Растение

Травяные чаи

Кофейные напитки

Другое применение

Ocновная

Часть

Ароматные

Пряности,

Фрукты,


Добавки

Салаты и др.

Ягоды, соки

Акация белая

Ц

П

Л

Анис посевной

П.

П

Бадаи толстолистный

Л

Базилик душистый

Т

Т

Барбарис обыкновенный

П

Л

П

Бедренец - камнеломка

К

К

Л, к

Береза повислая

Л, гриб

Чага

Бобы обыкновенные

П

П

Боярышник кроваво-красный

Ц. п

П

П

Брусника

Л

П

П

Бузина черная

Ц

П

Буквица лекарственная

Т

Т

Вереск обыкновенный

Т

Вероника лекарственная

Т

Т

Вишня обыкновенная

Л

Л

П

Володушка золотистая

Т

Ц

Т

Вороника, или шикша

Т

Т

П

Голубика

Л

П

Горец живородящий

К

К

К

Гравилат городской

Л, к

К

К

 

Применяемые \ части Растение

Травяные чаи

Кофейные напитки

Другое применение

Основа чая

Ароматные добавки

Пряности,

Салаты и др.

Фрукты, ягоды, соки

Гравилат речной

Л, К

К

К

Грецкий орех

Л

П

Гречиха посевная

Ц

П

Груша обыкновенная

Л

П

Дуб обыкновенный

П

Дудник лесной

Л, К

К

Душистый колосок

Т

Душииа обыкновенная

Т

Т

Дягиль лекарственный

Л, к

К

Ежевика сизая

Л

П

Зверобой продырявленный

Т

Т

Земляника зеленая

Т

U

П

Земляника лесная

Т

П

Змееголовник молдавский

Т

Т

Золотой корень, или родиола розовая

К, л

Зопник клубненосный

Т

К

Ива козья

Л

Иссоп лекарственный

Л

Л

Калган, или лапчатка прямостоячая

К

К

Калина обыкновенная

Ц

П

П

Кизил обыкновенный

Л

П

П

Кипрей узколистный, или иван-чай

Л

К

К

 

Nримеияемые  части Растение

Травяные чаи

Кофейные напитки

Другое применение

Основа

Чая

Ароматные добавки

Пряности, салаты

И др.

Фрукты,

Нгоды, соки

Клевер луговой

Т, ц

Л

Княженика

Л

П

Козелеи, или скорцонер

К

Л

Коровяк обыкновенный

Ц

Костяника

Л

П

Котовник кошачий

Т.

Т

Кофейное дерево

П

Крапива двудомная

Л

К

Л

Кресс водяной, или жеруха лекарственная

Т

Т

Л

Кровохлебка лекарственная

Л, К

Л

Куманика

Л

П

Курильский чай

Т

Лаванда лекарственная

Т

Т

Лимон

П

П

П

Лимонник китайский

Л

Л, п

П

Липа сердцевидная

Ц

Лопух большой

К

Л

Лофант анисовый

Т

Т

Луговой чай

Т

Л

Майник двулистный

Л

Майоран садовый

Т

Т

Малина обыкновенная

Л

Л

П

Маралий корень, или лемея сафлоровидиая

Кл

 

Применяемые части Растение

Травяные чаи

Кофейные напитки

Другое применение

Основа чая

Ароматные добавки

Пряности, салаты

Фрукты, ягоды,


И др.

Соки

Мать-и-мачеха

Т

Л

Медуница лекарственная

Т

Т

Мелисса лекарственная

Т

Т

Можжевельник обыкновенный

П

П

П

Монарда дудчатая

Т

Т

Морковь посевная

К

К

К

Мята перечная

Т

Т

Облепиха крушиновид-пая

Л

П

Овес посевной

Т

П

П

Овсяный корень

К

К. л

Огуречная трава, или огуречник

Т

Л

Одуванчик лекарственный

К

Т.

Пахучка обыкновенная

Т

Л

Первоцвет лекарственный

Т

Т

Пижма обыкновенная

Ц

Ц

Подсолнечник обыкновенный

П

П

Полынь обыкновенная, или чернобыльник

Т

Т

Репешок обыкновенный

Т

Т

Рододендрон Адамса

Т

Роза эфиромасличная

U

Розмарин лекарственный

Т

Т

Ромашка аптечная

Ц

Ц

 

Применяемые части Растение

Травяные чаи

Кофейные

Напитки

Другое применение

Основа чая

Ароматные

Пряности,

Фрукты,


Добавки

Салаты и др.

Ягоды,  соки

Ромашка пахучая

Т

Т

Рута душистая

Т

Т

Рябина обыкновенная

П

П

Салатный цикорий витлуф

К

К, л

Свекла обыкновенная

К

К

К

Смородина черная'

Л

Л

П

Сныть обыкновенная

Т

Т

Спорыш, или горец птичий

Т

Т

Таволга вязолистная

Т

Ц

Л

Топинамбур

К

К

Тысячелистник обыкновенный

Т

Ц

Укроп пахучий

П

П

Фенхель

П

П

Цикорий обыкновенный

Т, к

К,

Л

Чабрец, или тимьян ползучий

Т

Т

Чайный куст китайский

Л

Черника обыкновенная

Л

П

Шиповник коричный

П

Ц

П

Яблоня домашняя

Л, п

П

П

Ясменник душистый

Т

Т

Яснотка белая

Т

Л

Ячмень

П

П

 

 

Рецепты приготовления чаев на травах приводятся в части III. Желательно не отступать от них, поскольку речь идет об извлечении из растений полезных веществ, имеющих пищевое и лекарственное значение.

В рецептах часто приводятся небольшие количества пряностей или малые объемы жидкостей, которые невозможно взвесить или отмерить на обычных весах. Нужно уметь выходить из положения и тогда, когда нет ни весов, ни мерной посуды. В каждом доме есть чайная ложка, столовая ложка и чайная чашка обычных размеров. Вам поможет следующая сравнительная табличка.

1 столовая ложка

=

3 чайным ложкам

2 столовые ложки

=

1/8 чайной чашки

4 столовые ложки

=

1/4 чайной чашки

8 столовых ложек

=

1/2 чайной чашки

12 столовых ложек

=

3/4 чайной чашки

16 столовых ложек

1 чайной чашке

1 чайная чашка

=

1/4 л

2 чайные чашки

1/2 л

4 чайные чашки

=

1 л

1 чайная ложка

=

Прибл. 3—5 г

1/2 чайной ложки

=

Прибл. 2 г

1/4 чайной ложки

=

Прибл. 1 г

3 столовая ложка

=

10-15 г

Наиболее распространенными веществами, содержащимися в чаенапиточных растениях, являются: витамины А, В,, В,, С, D, E, F; макро - и микроэлементы, углеводы, сахара, дубильные вещества, органические кислоты, флавоноиды, эфирные масла, кумарины, смолы. В зависимости от преимущественного содержания тех или иных веществ растения выполняют различные функции в составе травяных чаев.

Одни из них (бадан, брусника, володушка, кипрей, земляника), имеющие слабо выраженные вкус и запах, применяются в качестве Основы Чая; другие (базилик, мята, мелисса, котовник), с большим содержанием эфирных масел, — для Ароматизации Чайных смесей. Третьи (лопух, овсяный корень, витлуф, цикорий), где требуется нерастворимые углеводы перевести в растворимую карамель, что достигается путем обжаривания высушенных растений, применяются для приготовления Кофейных напитков.

Большинство чаенапиточных растений употребляются в пишу не только в форме чаев и кофейных напитков. Они служат пряностями, из них готовят салаты, соки, употребляют в свежем виде.

В книге описано свыше 100 растений, традиционно применяемых для заварки травяных чаев и приготовления кофейных напитков. Приведено более 1200 рецептов.

По своему назначению травяные чаи делятся На Повседневно-бытовые, профилактические и лечебные.

В отличие от растительных лекарственных средств — иастоев, отваров, спиртовых вытяжек из лекарственных растений, применяемых исключительно с лечебной целью, повседневно-бытовые, профилактические и лечебные травяные чаи не содержат сильно действующих и ядовитых растений, обладают неплохими вкусовыми данными, а рекомендуемые нормы заварки и дозы их употребления сопоставимы с нормами заварки и дозами употребления традиционного чая. Используя термины древних, можно сказать, что повседневно-бытовые чаи ближе к лекарственной пище, а профилактические и лечебные — к пишевым лекарствам.

Повседневно-бытовые чаи Готовятся из пищевых чаенапиточных растений, содержащих большое количество витаминов, макро - и микроэлементов и других биологически активных веществ. Они имеют приятный вкус и запах, хорошо утоляют жажду, улучшают пищеварение, нормализуют обменные процессы и обладают другими важными для жизнедеятельности человека свойствами. Условно повседневно-бытовые чаи подразделяются На витаминные, общеукрепляющие, тонизирующие и успокоительные. К этой группе напитков относятся и заменители кофе.

Чай, чайные сборы обычно систематизируются по особенностям воздействия на организм, т. е. по их оздоравливающему значению. Однако все-таки повседневно-бытовые напитки, которые обычно употребляются каждый день (иногда и по нескольку раз), должны быть нейтральными, не направленными против какой-то определенной болезни или группы болезней, но непременно вкусными и ароматными, хотя это уже сугубо индивидуально.

Профилактические и лечебные Чаи, в отличие от повседневно-бытовых, относятся к пищевым лекарствам, они направлены на профилактику и лечение определенных болезней, что нередко достигается включением в состав сборов, кроме указанных на с, 7—П чаенапиточных растений, и других целебно-пищевых растений, хотя подчас в ущерб вкусовым качествам напитка. В описаниях рецептов профилактических и лечебных чаев такие растения входят в состав сложных сборов. Однако все травы, входящие в рецепты этих чаев, группируются только вокруг пищевых чаенапиточных растений, как бы тяготея к ним или, наоборот, подчеркивая равенство всех компонентов. В этом и состоит отличие чаев от растительных лекарственных средств в строгом их понимании, или, как выражались древние, от лекарств в абсолютном смысле.

Травяные чаи обладают широким спектром терапевтических свойств; многообразны способы их применения и в питании, а также в народной медицине.

Приведем пример такого применения дягиля лекарственного.

Корень и корневище дягиля содержат эфирное масло, кумарины, горечи, дубильные вещества, смолу, пектин, сахара. Растение пряно-ароматическое, используется для ароматизации чайных смесей. Чай, ароматизированный дягилем и включающий, кроме того, траву зверобоя, кипрей и др., имеет неповторимый вкус — терпкий, с приятной горчинкой — и чудесный аромат. Из дягиля также готовят конфеты, как пряность добавляют в различные блюда, соления. Применяется дягиль и в народной медицине.

Содержащиеся в дягиле горечи и эфирное масло, называемое ангелиновым, благотворно влияют на желудок и кишечник; прежде всего, благодаря своим Дезинфицирующим свойствам, они успешно прекращают брожение в кишечном тракте и вызванные им вздутия и скопления газов. Отвар из дягиля полезен при заболеваниях не только желудочно-кишечного тракта, но и дыхательных путей, так как он служит потогонным и отхаркивающим средством.

Поэтому его пьют при катарах, астме и упорном кашле. Рекомендуется дягиль и для усиления секреции желчи. Кроме того, чай с дягилем тонизирует сердечно-сосудистую и центральную нервную системы.

Не только дягиль, а практически все пищевые чаенапиточные растения в лекарственном отношении являются поливалентными, т. е. обладающими широким спектром действия. То же относится и к сборам. Поэтому в их описаниях читатель встретит рецепты самого различного назначения, успешно применяющиеся в народной медицине, а также рецепты чаев пищевого назначения.

На каком же рецепте травяного чая или кофейного напитка вам следует остановиться? Не может быть такого, чтобы для каждого человека одно растение или строго определенная смесь растений были одинаково хороши и в питании, и в профилактике, и в лечении одновременно многих заболеваний. Более того, есть растения, которые одним людям нравятся и помогают, а другим — не нравятся и не приносят облегчения либо действуют совсем иначе, чем предусмотрено рецептом.

Рассмотрим обыденный пример. Многие не мыслят своей жизни без кофе. Для большинства людей этот напиток является тонизирующим, применяется при гипотонии. А других людей от употребления кофе клонит ко сну, у них резко понижается кровяное давление.

Таким образом, обоснованный выбор рецепта Своего Чая имеет немаловажное значение в извлечении пользы из целебных веществ растений. Произвольный выбор рецепта, будь то повседневно-бытовой, профилактический или лечебный чай, в лучшем случае может ие оказать желаемого эффекта, а в худшем случае — навредить здоровью, хотя травяные чаи и относятся к мягко действующим средствам и, как правило, не имеют противопоказаний. Но они могут вызывать аллергию. Возможно, так происходит из-за того, что взято не свое, а чужое растение.

Каждый человек представляет собой неповторимое материально-духовное единство, систему, целое или, пользуясь терминологией древних, микрокосм. Растения, сборы растений и приготовленные из них чаи также неповторимы не только в материальном плане (химический состав, терапевтические свойства, вкусовые данные и др.), но и в идеальном и по-разному воздействуют на душу и организм человека.

Задача поиска своего чая заключается в том, чтобы найти напиток, который взаимодействовал бы не только с материальным организмом конкретного человека, но и с его душой, и человек мог сказать: «Этот чай моя душа воспринимает!».

Травяной чай — необычный напиток и нетрадиционное лекарство, хотя зачастую он готовится из самых распространенных пряно-ароматических, пряно-вкусовых и других пищевых растений, употребляемых в пищу как в сыром виде (салаты, пряности, овощи, ягоды, фрукты и др.), так и в термически обработанном (супы, приправы, гарниры и др.). В чем выражается эта необычность? Она сложилась исторически; когда-то. настоям и отварам трав приписывали магические свойства.

Есть в медицине такое понятие — волшебное плацебо: когда обыденное по всем показателям и частоте применения лекарство вдруг начинает оказывать на больного необычайное исцеляющее действие, как говорится, совершает чудо лечения. Так, видимо, обстоит дело и с травяными чаями. Среди множества рецептов этих напитков непременно существует волшебное плацебо. Для большинства людей это самый обычный, ничем не примечательный напиток, но для какого-то человека — исцеляющий чай, обладающий магическим свойством.

В части I описывается методика поиска такого исцеляющего чая. Она включает упрощенную энергетическую модель, которая позволяет оценивать различные варианты рецептов напитка по материальным и идеальным показателям и выбирать наиболее эффективный. В качестве постоянной информации в модели приняты общеизвестные астрологические сведения о человеке и его растениях, а в качестве переменной — состав сборов, химический состав и терапевтические свойства, вкусовые данные, рецепты применения сборов растений, а также фактическое состояние здоровья человека.

Идеальный показатель эффективности чая Его психостимулирующее свойство, связанное с психоэнергией и душой человека. Поэтому и модель названа энергетической. Об этой энергии, или силе, были хорошо осведомлены древние. У китайцев она называется «ци», у японцев — «ки», у индийских йогов носит название «прана». Генрих Корнелий Агрип-па, автор популярной в средние века книги «Оккультная философия», говоря о божественных свойствах, разлитых в

Телах, отожествлял душу с жизненной силой и назвал * ее «первым двигателем». Великий арабский врач и астролог Абу Али Ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна, выделил среди человеческих жизненных сил Душевную Силу, которая, по-видимому, также как-то связана с психоэнергией. Сейчас широкое распространение получил термин «биополе», а современная медицина называет эту энергию «психоэнергией».

Травяной чай, обладающий необходимыми терапевтическими показателями и выраженным психостимулирующим свойством, обеспечивает приток психоэнергии в душу человека, активизирует не только «животные и естественные защитные силы» (выражение Авиценны), но и усиливает Душевную Силу. Именно такой чай и будет являться волшебным плацебо, творящим чудо лечения, однако не сам по себе, а только В системе целительства, В соответствии с описанной астрологами формулой: «Самодисциплина Диета — внутренняя гармония». Свой Травяной чай, обладающий выраженным психостимулирующим свойством, является компонентом здоровой диеты и, следовательно, компонентом системы целительства в целом. Вне системы он никаких целебных качеств не имеет.

Правомерен вопрос: насколько предлагаемая модель защищена от спекулятивных оценок? Ровно настолько, насколько сам человек заинтересован в сохранении и восстановлении собственного здоровья и гото&-реализовать предлагаемую систему целительства.

Всякий, кто пользовался услугами целителей, знает, что, готовя сбор трав, целитель никогда не сообщает пациенту его состав. Спросит: «Помогает?» — «Помогает». — «Вот и слава Богу!». В данном случае решается обратная задача. Заинтересованному читателю предлагаются на выбор общеизвестные, многократно опробованные рецепты травяных чаев — повседневно-бытовых, профилактических и лечебных. Сообщаются сведения о химическом составе входящих в чаи растений, их терапевтических свойствах и применении в питании и народной медицине. Приводится обширный перечень литературы по этому вопросу. Задача заключается в том, чтобы из множества рецептов чаев выбрать именно тот напиток, который действительно нравится и. помогает. Что для этого требуется знать, помимо приведенных сведений о растениях?

Познать самого себя и свои растения.

Речь идет не о копании в собственной душе. Требуется изучить признаки и свойства своего «я» и собственных растений в их материально-духовном единстве, уяснить, при каких условиях растения становятся частью здоровой диеты и пищевым лекарством, влияют на внутреннюю гармонию и способность ошушать собственную значительность. Надо прислушаться к советам астрологов в отношении не только диеты, своих растений, но и исправления отрицательных черт характера, ибо все это определяет здоровье. Такое сейчас время — познания себя и всего, что связано с нашим «я». Известный американский астролог Донна Миклер по этому поводу пишет: «В оставшиеся миллисекунды эпохи Рыб самое важное — осознание себя, лишь это поможет выжить в хаосе окружающего мира. Мошная энергия «потребности знать», которую несет эпоха Водолея, может оказаться слишком сильной для физического, ментального и эмоционального здоровья человека, и тогда самым главным станет необходимость познания».

Мощная энергия «потребности знать», если удастся грамотно ее направить в русло алгоритма поиска Своего Чая, может при определенных условиях трансформироваться в психостимулирующее свойство чая, способное сделать напиток исцеляющим.

Книга состоит из трех частей.

В части I описывается энергетическая модель выбора Своего Чая, обладающего, кроме всего прочего, выраженным психостимулирующим свойством.

Часть II содержит краткие сведения о знаках Зодиака и их целебных растениях, необходимые для познания самого себя, своих трав и, следовательно, для удачного выбора Своего Чая. Без этих сведений, которые, по-видимому, читатель постарается пополнить из других источников, модель чая не имеет смысла.

Часть III посвящена описанию чаенапиточных растений, а также рецептов их применения в питании и народной медицине. Владея ключом, с помощью которого можно открыть дверь в кладовую секретов лечения с помощью растений, вы обязательно отыщите в этой кладовой свое волшебное плацебо.

medicinum.ru