Абстиненция (от латинского слова abs — из-за и teneo — держаться) — воздержание от употребления наркотиков или алкогольных напитков, будь то по принципиальным соображениям или по другим причинам. Термин «абстиненция» не следует путать с «абстинентным состоянием».

Абстинентное состояние (синдром отмены) — резкое ухудшение самочувствия, вызванное пр екра щени ем приема или уменьшением употребления психоактивного вещества, которое принималось многократно, обычно в течение длительного времени и в больших дозах. Основной признак физической зависимости от ПАВ.

Агонист — фармакологическое вещество, потенциирующее эффект другого вещества.

Аддиктивное поведение — употребление подростками ПАВ на этапе, предшествующем возникновению зависимости от них (В. Миллер, 1984). Стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния (Короленко, 1991).

Аверсивная терапия — терапия, которая подавляет патологическое влечение к прием у ПАВ путем ассоциирования его с болезненными или неприятными переживаниями. Термин относится к любой разновидности лечения алкогольной или наркотической зависим ости, в осн ове к от орого л ежит созда ни е усл овнорефл ек - тивного отвращения при виде, запахе, вкусе и мысли об алкоголе или наркотике.

АДаптация — приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. Различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление

Психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную — приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.

Акцентуированные личности — понятие и термин, введенные немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 году: различные, еще не ставшие патологией особенности характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. При правильном воспитании акцентуации характера могут нивелироваться. Ошибки воспитания способствуют переходу акцентуаций в психопатии.

Алкоголизм — термин обычно применяется по отношению к хроническому постоянному пьянству или периодическому потреблению алкоголя, которое характеризуется нарушением контроля над количеством выпитого, частыми эпизодами опьянения, сужением интересов на алкоголе и употреблением алкоголя, несмотря на неблагополучные последствия.

Алкогольная деменция — хроническое прогрессирующее расстройство, возникающее в результате длительного употребления алкоголя и характеризующееся нарушением высших кортикальных функций, включая память, мышление, ориентировку, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждение. Нарушение познавательных функций обычно сопровождается нарушениями контроля эмоций, поведения или мотивации поступков.

Алкогольный бред ревности — форма хронического, вызван-ног о алког ол ем псих оз а, характер из ующ а яс я бред овыми идеями неверности супруги или сексуального партнера.

Алкогольный синдром у плода (АСП) — вариант замедленного роста и развития, как психического, так и физического, с дефектами черепа, лица, конечностей и сердечно-сосудистой системы, обнаруживаемых у некоторых детей, матери которых потребляют алкоголь во время беременности в количестве, которое можно классифицировать как опасное. Наиболее типичными аномалиями являются следующие: микроцефалия, задержка в развитии и умственная отсталость, укороченные глазные щели, короткий вздернутый нос с проваленной переносицей, тонкая верхняя губа, аномальные складки на ладони, пороки сердца, ложные суставы и т. д.

Амнезия — нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее полученные знания.

Анозогнозия (от лат. а — отрицание, nosos — болезнь, gnosis — восприятие) — отрицание наличия у себя заболевания. В результате действия механизмов психологической защиты у больных с химической зависимостью осознание своего заболевания, как правило, отсутствует.

Анонимные алкоголики — см. группа взаимопомощи.

Анонимные наркоманы — см. группа взаимопомощи.

Антагонист — фармакологическое вещество, которое противодействует эффектам другого вещества.

Арттерапия — терапия средствами искусства; основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве.

Астения — психопатологическое состояние, характеризующееся сл а бос тью, пов ышенн ой ут ом ляем остью, эмоци она льной н е-устойчивостью, повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, нарушениями сна.

Аффект — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией.

Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность, с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Барьер общения — психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликт ов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию.

Белая горячка — синдром отмены с делирием — острое психотическое состояние, возникающее в период похмелья у зависимых от алкоголя лиц и характеризующееся спутанностью сознания, дезориентировкой, расстройствами восприятий (иллюзий, галлюцинаций), раздражительностью, рассеянностью, тремором, потливостью, учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, тахикардией, гипертензией.

Библиотерапия — метод воздействия на человека, его чувства путем чтения книг.

Валеология — отрасль науки, имеющая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей.

Внушение — воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно неосознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Внушение проводят как на фоне ясного, так и измененного состояния сознания (гипноз, психотропное воздействие и т. д.).

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возрастной подход — учет и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воспитательные отношения — разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.

Галлюцинации — восприятие без объекта. Расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов.

Гештальттерапия — система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии. Главный принцип — безусловное принятие человеком себя, других людей и всего остального мира таким, какие они есть.

Группа риска наркотизации — группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся большей склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:

•    Лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;

•    Экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;

•    Имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями

•    Имеющие в своем окружении злоупотребляющих ПАВ.

Группа взаимопомощи — группа, члены которой поддерживают друг друга в выздоровлении или в ремиссии от алкогольной или другой наркотической зависимости либо оберегают друг друга от воздействия чьей-либо зависимости, причем без профессиональной терапии или руководства. Среди групп для преодоления зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ выделяются Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы и Ал-Анон (для членов семей алкоголиков и наркоманов), которые входят в ряд двенадцатишаговых групп, основанных на недоминирующем духовном подходе. Некоторые дома выздоровления или дома на полпути, а также терапевтические общины для лиц с зависимостью от психоактивных веществ можно рассматривать как Группу самопомощи — более употребительный термин, но Группа взаимопомощи точнее выражает упор на взаимную помощь и поддержку.

Группа самопомощи — термин, относящийся к двум видам терапевтических групп, но чаще всего применяется в отношении того, что точнее называется Группой взаимопомощи. Он также относится к группам, которые учат назывательному, поведенческому и другим методам самоуправления.

Дезадаптация — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса человека новой социальной ситуации.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам.

Деморализация — моральное разложение духа, утрата нравственных критериев, упадок духа, дисциплины.

Депрессия — патологическое психическое состояние, характеризующееся пониженным настроением, снижением умственной и двигательной активности. Может сопровождаться пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающем мире, суицидными мыслями.

Дисфория — патологическое расстройство настроения с преобладанием мрачности, угрюмости, раздражительности, агрессивности и аутоагрессивности; Состояние тоскливой злобы.

Диагноз педагогический — определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении.

Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ — медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохро-матографического выявления в моче испытуемого психоактивных веществ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты, последние применяются для диагностики нескольких психоактивных веществ.

Двенадцатиступенчатая группа — группа взаимопомощи, организованная по двенадцатиступенчатой программе Анонимных Алкоголиков (АА) или ей подобной. Программа АА исходит из признания того, что чел овек не вла стен над своим пьянством и над своей жизнью из-за пьянства и вверяет свою жизнь «высшей власти», пересматривая нравственные ценности, исправляя ошибки прошлого и помогая другим алкоголикам. Выздоравливающий алкоголик «на программе» никогда не должен пить опять. АА организована на условиях «двенадцати традиций», включая анонимность, независимость от политических убеждений и иерархическую организационную структуру.

Дом на пол п ут и (д ом выз дор овления ) — место пр оживания, которое функционирует как промежуточная стадия между программой лечения в стационаре или по месту жительства и полностью независимым проживанием в общине. Термин означает пристанище для индивидов с зависимостью от алкоголя или наркотических средств, пытающихся сохранять свою трезвость или воздержание от наркотиков.

Зависимость психич еская — не обх одим ость п ов т орного приема ПАВ для обретения состояния психического комфорта. Характеризуется навязчивым (обсессивным) типом влечения.

Зависимость физическая — необходимость повторного приема ПАВ для обретения состояния физического комфорта. В отсутствие приема ПАВ развивается Абстинентное состояние. Характеризуется насильственным (компульсивным) типом влечения.

Задача педагогическая — осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятия на этой основе решений и плана действий.

Зашита психологическая — неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оцен-

Ки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижение чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Злоупотребление психоактивными веществами — неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Зона ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которые ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками.

Иллюзии — искаженное восприятие реально существующего объекта.

Инфантилизм — сохранение в психике и поведении взрослого черт и особенностей, присущих детскому возрасту.

Интоксикация — отравление организма человека ядовитыми веществами, в том числе ПАВ.

Конвенции международные по лекарственным средствам — международные дог ов оры, касающиеся контроля производства и распространения психоактивных лекарственных средств. Ранние договоры (Генеральный Брюссельский акт 1889-1890 гг. и Сен-Жерменская конвенция 1912 г.) контролировали оборот алкогольных напитков в Африке в колониальную эру. Первым договором, регулирующим оборот наркотических веществ, была Гаагская конвенция 1912 г. Ее положения, а также положения последующих соглашений закреплены в Единой конвенции по наркотикам (1961 г.), с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. Затем были заключены Конвенции 1971 г. по психотропным веществам и Конвенция 1988 г. против незаконного оборота наркотических лекарственных препаратов и психотропных веществ.

Медицинская модель профилактики — основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании — заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.

Мониторинг наркотической ситуации — повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотич ескую ситуацию, и социальных стр уктур, предупреждающих развитие наркомании.

Наркотики — психоактивные вещества, включенные в официальные списки наркотических средств и психотропных веществ.

Наркомания — п овт орн ое и сп ольз ование пс ихоактив ного вещества или веществ в таких количествах, что потребитель (называемый наркоманом) периодически или постоянно находится в состоянии интоксикации, имеет навязчивое стрем лен ие принять предпочитаемое вещество (или вещества), с большим трудом добровольно прекращает употребление психоактивных веществ или изменяет его характер, а также проявляет решимость добыть психоактивные вещества почти любыми средствами.

Нарушенный контроль (утрата контроля) — потеря способности изменять количество и частоту приема ПАВ. Кроме того, неспособность прекратить прием ПАВ, действие которого однажды было испытано. В случае алког олизма — неспособность остановиться после приема первых доз спиртного.

Образовательная модель профилактики — основанная на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.

Образовательная модель — образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.

Образовательной системы внешняя среда — совокупность разнородных природно-климатических, демографических, экологических, социально-экономических, политических факторов, оказывающих влияние на внутренние характеристики образовательной системы того или иного региона.

Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные и профессиональные программы.

Палимпсест — неспособность воспроизвести отдельные события и детали своего поведения, бывшие накануне в состоянии опьянения, на высоте его развития.

Парный (двойной, смешанный) диагноз — общий термин, указывающий на наличие у одного и того же индивида сопряженного заболевания или одновременного проявления расстройства,' связанного с употреблением психоактивного вещества, и другого психиатрического расстройства.

Полинаркомания — наркомания с одновременным или попеременным употреблением двух или более ПАВ.

Потребители наркотиков — лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.

Профилактика злоупотребления ПАВ — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем, и т. д.)

•    Первичная профилактика злоупотребления (ПАВ) — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

•    Вторичная профилактика злоупотребления (ПАВ) — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнение наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих психоактивные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни.

Третичная профилактика злоупотребления (ПАВ) — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т. е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

Психоактивные вещества (ПАВ) — химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, алкоголь, никотин и другие средства.

Психосоциальная модель профилактики — совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также на развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.

Реабилитация — в области употребления веществ — процесс, с помощью которого индивид с расстройством вследствие употребления вещества обретает оптимальное состояние здоровья, психологическое и социальное благополучие. РеабилИтация обычно Следует за первоначальной Фазой лечениЯ. Она охватывает разнообразные подходы, включая групповую терапию, специальные формы поведенческой терапии для предотвращения рецидива, вовлечение в группу взаимопомощи, проживание в терапевтической общине или доме на полпути, обучение профессии и трудовую деятельность. Ожидается социальная реинтеграция в более широкое сообщество.

Реабилитационный потенциал — прогностическая оценка потенциальных возможностей наркологического больного к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследственности, социальном статусе, особенностях психологического развития, а также тяжести наркологического заболевания. В практическом отношении — это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива.

Ремиссия — состояние воздержания от употребления ПАВ, при котором существенно снижаются проявления психической зависимости. В отличие от выздоровления может закончиться Рецидивом В случае возобновления влечения к ПАВ.

Рецидив — возврат к пьянству или употреблению других ПАВ после периода воздержания, часто сопровождающийся восстановлением симптомов зависимости.

Роль социальная — социальная функция лич ности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса и положения в обществе, в системе межличностных отношений.

Роль половая — система предписаний мужского или женского поведения, которую личность должна усвоить и которой должна соответствовать. Формируется в процессе воспитания и социализации.

Синдром зависимости — комплекс поведенческих, познавательных и физиологических симптомов, который может развиться после повторного использования вещества и обычно включает сильное желание принять наркотическое вещество; нарушение контроля над его употреблением; упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия; предпочтение употребления психоактивного вещества в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей; повышенную толерантность; состояние отмены, если потребление наркотического вещества прекратилось.

Снижение спроса — общий термин, который используется для описания политики или программ, направленных на уменьшение спроса потребителя на психоактивные вещества. Он применяется прежде всего к запрещенным наркотическим средствам, особенно в связи со стратегией воспитательного, лечебного и реабилитационного характера, в противовес стратегиям правоохранительных органов, цель которых — запретить производство и распространение наркотических средств.

Созависимый — родственник, близкий друг или коллега лица, страдающего зависимостью от алкоголя или наркотика. Имеет серьезные психологические проблемы, стремится контролировать действия зависимого. Поведение созависимого может быть причиной рецидива.

Специальное образование — сложившаяся, наряду с массовым образованием, дифференцированная система специальных

Образовательных учреждений, представленная восемью типами школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой псих иче ского ра звития). Все специальные школы, за исключением вспомогательных (для детей с нарушением интеллекта), дают выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенной ступенью образования. Кроме этого, в соответствии с концепцией интегрированного образования, в массовых школах возможно создание специальных классов для детей с нарушением интеллекта, для детей с задержкой психического развития (классы выравнивания или коррекции), для детей группы риска — с трудностями в обучении, поведении, с ослабленным здор овьем (кл ассы к ом пе нсир ующ ег о обучения, п едагогич ес ко й поддержки, адаптации, здоровья и т. д.). Важную роль в системе специального образования играют центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения (ППМС-центры).

Стратегия сдерживания — государственная политика, направленная на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста злоупотребления психоактивными веществами, а также снижение масштабов медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами.

Терапевтическая община — структурированная среда, в которой лица с расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ проживают с целью достижения реабилитации. Терапевтические общины характеризуются поддержкой в выздоровлении со стороны персонала и сотоварищей.

Токсикомания — зависимость, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств.

Толерантность — снижение реакции на воздействие дозы наркотического вещества, появляющееся при длительном употреблении. Требуется увеличение дозы алкоголя или других психоактивных веществ для достижения эффекта, первоначально возникавшего после меньших доз.

Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие межличностного и профессионального поведения в обществе.

Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью — учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медико-

Психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.

Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт в области учебной и воспитательной работы с целью поиска новых способов решения педагогической проблемы.

Эйфория — повышенное настроение с ощущением полного физического и психического комфорта.

Я-конпепция — система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Ятрогении — неблагоприятные последствия влияния врача (и психолога) на психику больного. Они представляют собой частный случай психогений. В более узком смысле слова ятрогениями следует называть неблагоприятные изменения психики больного в результате воздействия на больного словом. Их отличают от Ятропатий, Которыми называют отрицательные последствия для больного неправильных действий и поведения, а также назначений, нанесших вред больному.

medicinum.ru