gototopgototop

Опрос: Кто чем лечится?

Лечусь:
 




ПРОФИЛАКТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ В НАРКОЛОГИИ

Справочник - Возрастная наркология

«Наркоманию часто изображают так, будто ее можно ликвидировать путем объявления ей тотальной войны. Однако сейчас акцент смещается: не война с наркотиками, а поддержка стратегии «Здоровье для всех».

Ганс Ембланд, Директор программы по наркомании ВОЗ.

Согласно классификации ВОЗ," профилактику принято разделять на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений, инвалидности). Очевидно, что в наркологии собственно профилактика может быть исключительно первичная, т. к. два других типа являются лечебными и реабилитационными мероприятиями.

Первичная наркологическая профилактика располагает двумя основными методами — системой запретов и наказаний и санитарным просвещением. Вспомогательным приемом может быть выявление групп риска аддиктивного поведения (Личко, Битенс-кий, 1991).

Мероприятия в рамках создания соответствующей антинаркотической законодательной базы в большей степени находятся в компетенции государственных органов. Врачам, психологам и педагогам остается санитарное просвещение, которое, особенно у подростков, представляет собой непростую задачу.

Система запретов и наказаний (законодательная база) в какой-то степени разработана в отношении наркотиков, меньше — в отношении алкоголя и совсем мало — в отношении ряда токсических веществ.

B Российск ом законодатель стве существ ует уголовное преследование за изготовление, распространение, хранение наркотических веществ. Собств енно употребление нарк отич еских препара - тов ф орм а льно уг оловно не преслед уется . Вместе с тем, в соответствии с Законом Российской Федерации «О наркотических и психотропных веществах» (1997), запрещается немедицинское использование наркотических препаратов. Таким образом, существуют определенные противоречия в законодательной базе. Следует отметить, что Закон от 1997 г. все чаще подвергается критике за ряд положений, мешающих развитию полноценной медицинской помощи наркоманам и алкоголикам. Это запрет на использование психотропных веществ частнопрактикующими врачами (ст. 31), запрещение лечения больных наркоманией вне государственных учреждений, а также с использованием наркотических средств, например метадоновой терапии (ст. 55), фактическая ликвидация анонимного лечения (ст. 56) и др.

В 1998 году президент Б. Н. Ельцин подписал постановление «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими». В сентябре 1999 года правительство принимает Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы». За 1998 год и первую половину 1999 года были привлечены к уголовной ответственности более 60 тыс. человек за преступления, связанные с наркотиками, задержаны почти 90 тыс. человек, у которых были обнаружены наркотики (Наркомания, 2000).

В отношении алкоголя могут быть действенны три метода из системы запретов: повышение цены на алкогольные напитки; запрет рекламы; контроль за продажей.

Под эгидой Министерства образования РФ в 2000 и 2001 г. разрабатываются и прин имаются конц епции: профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде и реабилитации за - висимых. Отрадно, что эти концепции широко обсуждались среди специалистов и основываются на мировом опыте профилактики химической зависимости, адаптированном к нашим условиям. Согласно первой концепции первичная профилактика направлена на формирование в обществе непримиримого отношения к упо-

Треблению наркотиков. Целями первичной профилактической деятельности являются:

1)  изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение. обуславливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

2)  сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни. формирования антинаркотических установок и профилактической работы с сотрудниками образовательных учреждений.

В центре первичной профилактической деятельности должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы. в которых реализуется его жизнедеятельность, — семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов, ресурсов семьи, внедрение в образовательной сфере инновационных педагогических и психологических технологий, развитие социально поддерживающей инфраструктуры.

Вторичная пр офилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель — максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде — учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

К третичной профилактике, согласно концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной сфере, относятся мероприят ия, направленные на предотвра щение срывов и рецидивов наркомании.

Традиционно в нашей стране основной упор делался на т. н. негативную профилактику. Обычно в лекционной форме предназначалось ра зъяснять, какой вред психиче ском у и физ ическому

Здоровью наносит злоупотребление алкоголем и наркотиками. При этом не учитывалось, что субъективная цена собств енного здоровья у современных подростков низка. В то же время широкое распространение сведений о наркотиках и токсических веществах (а это встречалось сплошь и рядом, особенно в «антинаркотических» телепередачах, — вплоть до сведений о рецептах приготовления наркотика в домашних условиях) может побудить к ним нездоровый интерес. Вызывает большие сомнения, что и традиционная антиалкогольная пропаганда эффективна. Так, английские исследования еще 15 лет назад показали, что лекции и пропаганда в СМИ не могут изменить отношение к алкоголю у подростков (Plant et al., 1985).

Становится очевидным, что малоэффективную негативную профилактику должна сменить профилактика продуктивная, конструктивная. Суть конструктивной профилактики — выработка альтернативы аддиктивному поведению в виде здорового образа жизни в широком понимании. Принципами конструктивной профилактики химической зависимости должны быть: 1) честность; 2) компетентность; 3) максимальный охват групп риска; 4) проблемная адекватность; 5) комплексность стратегий и методов; 6) дифференцированный подход; 7) непрерывность и длительность; 8) максимальное участие всего общества.

Поскольку Россия намного позже Западных стран столкнулась с проблемой наркомании в целом и вопросами ее профилактики в частности, то имеет смысл обратиться к зарубежному опыту, проанализировать достижения И ошибки, которые были в процессе решения этой нелегкой задачи. Наиболее полный обзор зарубежного опыта по профилактике химической зависимости приводится в монографии «Предупреждение подростковой и юношеской наркомании» под ред. С. В. Березина, и др. (2000).

Зарубежный опыт профилактики

На Западе в профилактике химической зависимости основной упор делается на неправительственные организации. Самые распространенные программы первичной профилактики: образовательные антинаркотические и антиалкогольные программы. Они наиболее эффективны в начальных классах и среди молодых правонарушителей. Между тем голландский опыт показывает,

Что программы, ориентированные только на просвещение, малоэффективны. Лучшие результаты дают программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуации предложения психоактивных веществ.

США

Исследователи из Йельского университета разработали программу профилактики для подростков 11-14 лет, живущих в больших городах. Она состояла из 20 занятий и была, главным образом, направлена на социальное приспособление. Занятия были посвящены регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию целей для достижения здорового образа жизни, а также общественным и юридическим последствиям злоупотребления алкоголем и наркотиками. Анализ результатов программы показал, что после специфиче с-ких тренировок у подростков развилась способность критически мыслить, благодаря которой они смогли оценить пагубность злоупотребления алкоголем и наркотиками.

В университете Чикаго была разработана антинаркотическая профилактическая программа «Модель с использованием местного лидера». Основным принципом программы явилось сотрудничество с неформальным лидером определенной группы, привлечение его на сторону руководителей программы. Лидеры отбирались по результатам социометрии.

Важно, как подчеркивают американские исследователи Э. Эмоэтинг и С. Бар, выяснить, не только почему подростки приобщаются к наркотикам, но и почему они осуждают пристрастие к н им. Ока з ал ось, что в ка честв е мощного пр отив одейств у-ющего фактора выступает религиозность. Опыт реабилитации российских наркоманов полностью согласуется с этим положением.

В США активно действуют организации (их — насчитывается более 3,5 тыс.), занимающиеся профилактической работой с больными химической зависимость ю. Некоторые из них занимаются распространением позитивного опыта работы в других странах. Одной из них является «Life Skills International» (LSI) — благотворительная организация, основанная в 1991 году. Базовая программа LSI — формирование жизненных навыков и профилактики

Употребления ПАВ. В США она считается наиболее эффективной. Цель — обучение подрастающего поколения здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоактивным веществам. Задачи программы: развитие социальной и личностной компетенции детей; выработка навыков самозащиты и предупреждение возникновения проблем. Решение задач предполагает формирование определенных социально-психологических навыков: 1) Обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решения, выработки адекватной самооценки. 2) Обучение умению постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор. 3) Научиться регулировать свои эмоции, избегать стрессов, разрешать конфликты, сопротивляться давлению извне (Спрангер, 1993; 1994).

Местом приложения большинства программ в США является школа. Школы л учше всег о открыты для нововведений, обеспечивают постоянство среды учащихся и наилучшим образом ориентированы к проблемам молодежи.

Для создания поведенческих профилактических программ используются различные методики, эклектические модели. Наиболее распространенными являются программы Формирования жизненных навыков (ФЖН), в осн ов у к от орых п оложены след у-ющие базовые принципы:

1.   Всесторонность программ (разнообразие методов и средств профилактики, ориентированных на целостного человека на протяжении определенного времени).

2.  Участие родителей в работе по программе.

3.  Тренинг.

4.  Сотрудничество (школа, специалисты, правоохранительные органы и т. д.).

5.  Культурная релевантность (адекватность).

6.  Оценка эффективности программ.

7 Основа — ценности (просоциальное позитивное поведение). 8. Связь программы с обществом.

Результатом мощной профилактической антинаркотической работы в США за 15 лет явилось снижение на 50% числа лиц, употребляющих наркотики. Число убийств, связанных с нарко-

Тиками, сократилось на 25%. В городах США сформировано 3,5 тыс. общественных организаций по борьбе с наркотиками.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Англии антинаркотическая профилактика в школе ведется в рамках новой дисциплины «Обучение здоровому образу жизни» (аналог российского предмета «Валеология», или ОБЖ). Предложены, апробированы и изучены ряд моделей обучения здоровому образу жизни (Чарльтон. 1997):

1)   Медицинская (профилактическая) модель Полностью построена на информировании школьников и является чисто когнитивной — «знание, отношение, поведение». Предполагается, что если человек знает об опасности для здоровья определенного модуса поведения, то он начинает к нему отрицательно относиться и избегать. Такой взгляд оказался упрощенным и мало оправдал себя на практике. Школьные программы, построенные на когнитивном принципе, скучны, назидательны и даже могут спровоцировать нежелательное поведение у подростков.

2)  Образовательная модель В своей основе сходна с медицинской. Базовый принцип: решение должно быть принято на основе достоверной информации лично подростком. Процесс принятия решений, касающихся здоровья, носит поэтапный характер, где рассматриваются альтернативы поведения, анализируется объективная информация, взвешиваются положительные и отрицательные стороны принятого решения. Иными словами, подросток, принимающий решение, сначала оценивает, что принесет ему данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем подумают другие люди, если он будет вести себя именно таким образом. В этой модели больший акцент делается на личностных и социальных аспектах, которые зачастую важнее для индивида, чем риск будущей болезни.

3)  Радикально-политическая модель Является дальнейшим развитием образовательной модели, поскольку включает в себя становление здорового образа жизни. Молодежь имеет такие тенд енц ии в пов ед ен ии, кот орые од обр яют ся гр упп ой. Молод ой человек, решая, какой образ действий ему выбрать, учитывает, сможет ли он придерживаться такого поведения. В этом заключается концепция уверенности в себе. Именно воспитание уверенности в себе лежит в основе данной модели.

4) Модель самоусиления Возникла при объединении медицинской модели, навыков, вырабатываемых образовательной моделью, с поддержкой здорового образа жизни (радикально-политическая модель). По мнению английских исследователей, эта компилятивная модель заслуживает наибольшего внимания.

ГЕРМАНИЯ

Одним из важных аспектов, способствующих вовлечению подростков в аддиктивное поведение, считаются любопытство и снятие сдерживающих факторов. Профилактика может быть направлена именно на усиление сдерживающих факторов, играющих существенную роль в комплексной конструктивной профилактике. К ним относятся:

•    Чувство юмора;

•    Внутренний контроль, целеустремленность;

•    Важность взаимоотношений, по крайней мере с одним взрослым человеком, помимо родителей (старший друг, учитель и т. д.);

•    Привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков.

ПОЛЬША

В Польше наибольшее распространение в профилактике и реабилитации наркоманов играет движение «Монар», имеющее достаточно разветвленную сеть учреждений по всей стране. Центры «Монар» заняты поэтапной реабилитацией наркоманов, выбравших для себя путь отказа от наркотиков. Принцип «работа. работа и послушание» реализуется в общине, где действует самоуправление. Сущность реабилитации наркоманов заключается в развитии у них механизмов социальной адаптации, которые обеспечат им при возвращении в «нормальную» жизнь эффективную социализацию. Кроме регулярных тренингов, сеансов групповой психотерапии, воспитанники активно вовлечены в трудовые процессы: от самых низкоквалифицированных до обучения в университете с выбором будущей специальности. Труд является основным методом социальной терапии, используемой в центре. В центре используется принцип неполного доверия, что является необходимым при работе с наркоманами. Обязанностью воспитанника является рассказать группе о замеченном им нарушении режи-

Ма центра, и это воспринимается не как донос и предательство, а как проявление готовности помочь другу, осознание своей ответственности за него.

В «Монаре» работают четыре категории воспитателей. Первую группу составляют дипломированные специалисты в области педагогики, психологии, социологии. Вторая группа — люди с высшим непедагогическим образованием — инженеры, филологи, биологи, медики и т. д. Третья группа — воспитатели со средним и специальным образованием. Четвертая — группа неофитов, которую образуют молодые люди, прошедшие лечение в «Монаре».

«Монар» ведет активную профилактическую работу среди школьников по игровой программе «Спасибо, нет!», целью которой является помощь подросткам безболезненно отказаться от искушения, сформировать отрицательное отношение к вовлечению ровесников и взрослых в употребление табака, алкоголя и йаркотиков. Главное в этих играх — развитие независимости и ответственности. Ребята должны научиться ограничивать сами себя. Негативная информация о вреде сама по себе не ограничивает подростков от аддиктивного поведения, считают польские исследователи.

Большое внимание в «Монаре» уделяется работе с учителями и родителями, которых обучают правилам взаимодействия с подростками с учетом их возрастных особенностей.

АВСТРАЛИЯ

В Австралии, как и во многих странах Запада, профилактика химической зависимости ведется по моделям программ ФЖН.

Работа с детьми начинается уже с 6-7-летнего возраста. Условиями, обеспечивающими эффективное антинаркотическое обучение, считаются следующие: 1) начало обучения в дошкольном возрасте, т. е. до т ог о, ка к б уд ут усв ое ны общ е принятые тради - ции употребления табака и алкоголя; 2) должна быть не только негативная профилактика: 3) соответствие программы психологическому возрасту обучаемых детей: 4) строится исходя из определенных жизненных ценностей, которые обязательно доводятся до сведенья учеников и их родителей, — самодисциплина, ответственность, честность, уважение к людям, обязанности по отношению к семье, к школе: 5) методология обучения жизненным

Навыкам предполагает центрированный на ученике подход и включение в учебный процесс в качестве партнеров родителей; 6) цели обучения — четкие и реалистичные; 7) возможность оценки эффективности программ.

Сама программа представляет собой годовой план занятий, разбитый по урокам на шесть тем. Методология программ ФЖН предполагает обучение детей в процессе их активного взаимодействия: в работу вовлекаются все ученики.

Конкретные методы работы: 1) работа в малых группах; 2) мозговой штурм; 3) групповая дискуссия; 4) ролевая игра; 5) психодрама. Занятия проводятся учителями, имеющими специальную подготовку, или психологами. Оценка эффективности проводится с помощью специального опросника.

Кроме работы с детьми, программа имеет план работы с родителями, предполагающий три занятия, где родители знакомятся с целями и задачами профилактической антинаркотической работы, получают информацию о факторах риска, способствующих возникновению зависимости. Кроме того, родители проводят мозговой штурм на тему «Причины употребления ПАВ детьми», обсуждают роль родителей в формировании здорового образа жизни. Желающих родителей привлекают в качестве помощников в проведении занятий по профилактике. На последнем занятии родители в качестве зрителей оценивают результаты обучения своих детей, закончивших программу антинаркотического обучения.

В целом зарубежный опыт профилактики химической зависимости представляется весьма полезным, т. к. содержит уже готовые программы. После незначительной адаптации некоторые из них могут быть с успехом использоваться в России, поскольку на разработку собственных оригинальных программ уже не остается времени.

Американски е исслед ова тели п одсчитали, что существует 72 фактора, в той или иной степени способствующих возникновению химической зависимости. Для профилактики больший интерес представляют мотивы, препятствующие развитию зависимости у подростков. Итак, подростки не употребляют ПАВ потому, что:

1.   Они боятся (родителей, милиции, учителей, смерти и зависимости).

2.  У них есть убеждения, что этого делать не надо (это их выбор).

3. У них есть позитивный пример — уважаемый ровесник или взрослый, разделяющий ценность здорового образа жизни.

Очевидно, что профилактическая работа должна строиться на развитии именно этих антинаркотических мотивов. Причем основное внимание следует уделить формированию антинаркотических убеждений.

Первичную профилактику аддиктивного поведения нужно начинать уже с дошкольного возраста. Ребенок должен уметь правильно оценивать ситуации наркогенного заражения, уметь правильно вести себя в подобных ситуациях.

Многие исследователи показали, что большинство больных, подверженных химической зависимости, имели в перинатальном анамнезе различные осложнения, большинство наркоманов были нежеланными детьми. Большое количество воспитанников детских домов, страдающих химической зависимостью, в числе прочих причин объясняется отягощенным перинатальным периодом и последующей ранней депривацией. В связи с этим в настоящее время специалисты, призванные заниматься профилактикой наркоманий, все больше внимания уделяют перинатальному периоду и ранним этапам развития ребенка.

Важный этап профилактики наркоманий — это школьный возраст. Школа является необходимой средой в определенный период жизни реб енка, и, несмотря на массу недоста тк ов, школы лучше других учреждений открыты для нововведений, обеспечивают постоянство среды учащихся и наилучшим образом ориентир ова ны к пр обл ем ам молодежи. Кром е тог о, в перио д школ ь-ного обучения дети проходят основные стадии развития, когда на организм и психику ребенка наибольшим образом оказывают влияние различные внутренние и внешние факторы, в т. ч. и неблагоприятно влияющие на развитие ребенка, что может стать фактором риска приобщения к ПАВ.

Профилактика химической зависимости в образовательных учреждениях

В настоящее время на основании зарубежного и собственного опыта у нас в стране срочно разрабатываются и внедряются программы продуктивной профилактики для младших, средних и старших школьников. Педагогическая профилактика предполагает

Взаимосвяз ь трех основных педа гогических процессов — социализации, самовоспитания и специально организ ованного педагогического воздействия на личность ребенка — антинаркогенного воспитания (Школа без наркотиков, 2001 г.) Под Антинаркоген-ным воспитанием Подразумевается формирование у детей и подростков особой личностной структуры — антинаркогенной направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективно положительного внутреннего состояния. Антинаркогенное воспитание обеспечивает индивиду возможность реализовать собственную потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников. Педагогическая профилактика рассматривается как особый способ организации социальной среды ребенка, препятствующей наркогенному заражению.

Смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков состоит в том, что знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом альтернативного наркотизации жизненного пути. Воспитывающая и обучающая технология профилактики может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и дея-тельностно-практическую. Кроме того, работа по профилактике наркоманий должна осуществляется совместно, объединяя усилия психологов, социальных работников, педагогов, медицинских работников и родителей.

Программы профилактики, проводимые в образовательных учреждениях, должны основываться на следующих принципах. Системность — учет при построении профилактических программ взаимодействия всех личностных и социальных факторов, как защищающих от возможной наркотизации, так и являющихся факторами риска. Парциальность — Педагогическая профилактика, рассматриваемая как составная часть общего воспитательного процесса, направленного на формирование установок на самореализацию, самосозидание. Когнитивная адекватность — Максимальное соответствие форм и методов, используемых в профилактической работе, специфическим особенностям возрастного развития конкретной группы детей. Проблемная адекватность — Отражение в содержании программ наиболее актуальных для конкретной возрастной группы детей проблем их

Социального становления и наиболее типичных механизмов вовлечения в наркотизацию. Социокультурная адекватность — Отражение в программах свойственных обществу стандартов и норм поведения, закрепленного стиля отношений в семье. Наркологическая адекватность — Учет в программах особенностей национальной, региональной, локальной наркологической культуры. типичных форм потребления наркотиков, основных механизмов вовлечения в наркотизацию. Опережающее обучение Основано, на том, что целевая профилактическая работа должна проводиться заблаговременно, предваряя реальный этап возможного наркогенного заражения, с опорой на механизмы и феномены массового сознания, массовой культуры.

Иными словами, профилактика наркомании будет эффективной если:

•    Детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;

•    Поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека:

•    Осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам; умения общаться с другими правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами. управлять эмоциями и чувствами;

•    Человек сможет обрести опыт активного неприятия наркотика — опыт решения своих проблем с отказом от наркотического пути, опыт борьбы с наркотическими увлечениями близких и друзей, а также знание, где и у кого можно получить помощь и поддержку;

•    В борьбе с наркотиком ребенок, родители, педагоги, специалисты будут едины.

В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы, когда на первом же занятии задается вопрос: «Что вы знаете о наркотиках?».

Для организации эффективной профилактической работы, определения ее содержания и направленности, совершенствования форм и методов необходимо изучить отношение всех слоев населения (дети, подростки, родители и педагоги) к проблеме наркомании.

Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания. Важным моментом в профилактической работе является выявление группы риска склонных к наркотизации подростков, т. к. в работе с подростками, имеющими различный опыт «встреч» с наркотиками, требуется дифференцированный подход к организации профилактики. Поэтому начальным этапом антинарко-генн ой ра б оты д олжно стать выявление фа кт ор ов риска возмож - ной наркотизации детей и подростков.

Изучение отношения несовершеннолетних к психоактивным веществам и выявление групп риска — это чрезвычайно сложная задача. При использовании традиционных методов социологического исследования, таких, как анкетирование или тестирование, многие дети и подростки демонстрируют социально одобряем ую позицию.

С целью выявления группы риска может быть использован экспресс-метод, разработанный А. В. Ивановым и С. В. Ивановой. В результате обработки данных мониторинга, проведенного по этому методу, выделяются ряд параметров, по которым можно определять факторы риска: «фактор окружения», «фактор опасения», «фактор личного опыта», а также «фактор отношения», уровень риска, который выявляется по результатам методики семантического дифференциала.

На основании ответов по каждому из факторов можно судить о том, насколько велика вероятность «вхождения» подростка в группу риска, а также делать выводы о направленности профилактической работы.

Риск по «фактору опасения» свидетельствует о необходимости просветительской работы, направленной на развитие знаний о вреде наркотиков для организма человека и их разрушительном воздействии на личность. В этом случае речь идет об организации общей воспитательной работы, основная цель которой — формирование у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

Риск по «фактору окружения» указывает на опасную близость к подростку людей, употребляющих наркотики, и в данном случае треб уются меры по изменению кр уга общения подростков, привлечению внимания родителей и педагогов к вопросу организации досуга детей и подростков, имеющих высокий балл риска.

Если к «фактору окружения» присоединяется риск по «фактору отношения», то это и есть группа риска в плане возможного наркопотребления. В данном случае работа с детьми и подростками должна быть направлена на коррекцию и нивелирование личностных деструктов, способных обусловливать приобщение к психоактивным веществам.

Риск по фактору «личного опыта » свидетельствует о необходимости серьезных мер профилактики, а в некоторых случаях и лечения.

Следует отметить, что данный метод можно использовать для исследования в больших группах детей и подростков, он включает в себя опросник, состоящий из десяти вопросов, и методику семантического дифференциала, которые предлагаются для заполнения на специальных бланках. Бланки для регистрации ответов выполнены в простой, удобной форме. На заполнение опросного листа и методики семантического дифференциала в среднем за - трачивается 15-20 минут. В инструкции подчеркивается важность личного мнения каждого подростка и необходимость ответов, исходящих из собственных представлений о заданной проблеме, а не из общепринятых установок и пропаганды. Отмечается необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками обследования.

Метод имеет электронный вариант заполнения и обработки результатов, что дает возможность быстро и эффективно провести исследование и предоставить конкретные рекомендации по организации профилактической работы.

При составлении индивидуального плана работы с ребенком необходимо проводить диагностику личностных особенностей (повышенная тревожность, неустойчивая Я-концепция, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), подростк ов, оказавшихся в группе ри ска, а также получить ин-форм ацию о положении реб енка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и особенностях поведения в школе и учебной деятельности.

Говоря о профилактической работе со школьниками, можно выделить следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ.

Осн овная цель общей воспи тательной работы заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

В структуре антинаркогенных установок выделяются компоненты: информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент. Содержание антинаркогенных установок базируется на сведениях о психоактивных веществах, их оценке, особенностях поведения, непосредственно связанных с аспектами наркотизма (данные о негативном воздействии нар-котиче ских веществ на физ ичес к ое, псих иче ское здор ов ье человека, его социальный статус; отрицательная оценка различных форм наркотизации; поведение в ситуации наркогенного заражения, позволяющие избежать пробы психоактивных веществ). Для развития у ребенка антинаркогенных установок необходимо личностное осознание им ценности здоровья, важности и необходимости здорового образа жизни; овладение приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. Все это, в свою очередь, требует сформированности у детей представлений о том, ради чего следует прилагать усилия, направленные на поддержание собственного здоровья, и в этом случае речь идет о таких понятиях, как смысл и цель человеческого существования.

В связи с этим становится очевидным, что профилактика зависимости от психоактивных веществ не может ограничиваться только специфической антинаркогенной профилактикой, объектом профилактической деятельности должна стать личность ребенка в совокупности всех ее физических и психологических особенностей.

Решение столь сложных воспитательных задач невозможно без выработки у детей правильных морально-этических критериев при оценке своих действий и действий окружающих, регуляции собственных поступков. Для этого дети должны овладеть знаниями в области социальных норм общения, что поможет им

Избежать приобщения к ПАВ при возникновении кризисной ситуации в сфере общения.

Реализация этого направления работы предполагает использование активных форм и методов обучения — игры, дискуссии, конкурсы, театрализованные представления, благодаря чему школьник из объекта деятельности взрослых превращается в полноправного участника воспитательного процесса.

В каждой возрастной группе школьников можно выделить конкретные показатели сформированности устойчивости к наркогенному давлению среды — определенный объем сведений об аспектах наркотизма, которыми должен вла деть уча щи йся, умения и навыки поведения в ситуации наркогенного заражения.

Обучение в начальной школе предполагает формирование у школьников общего представления о наркотических веществах — их признаках, свойствах, негативных последствиях наркотизации для физического здоровья и социального статуса человека. Понятие «наркотик» при этом используется в широком толковании, оно служит для обозначения целой группы веществ — алкоголя, никотина, токсикоманических препаратов и собственно наркотиков. Наркотики рассматриваются как одна из групп более крупного таксономического класса — ядовитые вещества. Такой подход обеспечивает формирование у школьников представления об абсолютной опасности всех форм наркотизации, в том числе и легальных — традиционных.

Особая роль отводится занятиям, связанным с освоением навыков избегания приобщения к психоактивным веществам. Основной формой обучения при этом являются ролевые игры: «Умей говорить нет», «Говори нет и сохраняй друзей». Причем отработка поведенческих схем происходит применительно к ситуациям наркогенного заражения, наиболее реальным для младших школьников, — использование алкоголя и курение.

Формирование компонентов личностной устойчивости школьников к наркогенному давлению тесно связано с развитием у них социоадаптивных функций, прежде всего — коммуникативных. Для этого может быть использована программа «Азбука общения».

В начальной школе традиционные дидактические методы малоэффективны, поэтому в профилактической работе целесообразным является использование аффективных методов, смещение акцента на переживания детей для формирования личностных

Антинаркогенных установок. Насыщенный эмоциональный фон обучения может быть создан за счет широкого использования игровых форм, применения методов стимулирования творческой активности школьников, таких, как сочинения, спектакли, конкурсы. Динамический характер занятий, обусловленный разнообразием используемых форм и методов, позволяет детям переключаться на множество эмоциональных состояний, а это, в свою очередь развивает их поведенческую лабильность, способствует усложнению личностных форм реагирования на внешние воздействия.

В средней школе общая информированность подростков об аспектах наркотизма расширяется. В этой возрастной группе возможно предоставление информации о свойствах и механизмах действия конкретных наркотиков — алкоголе и марихуане в 5-6-х классах, гашише и кокаине в 7-9-х классах. Такое детализирование необходимо для развенчания популярных в подростковой среде мифов о безопасности некоторых наркотиков и их «полезных» свойствах.

С подростками подробно рассматриваются вопросы о влиянии наркотизации как на человеческий организм, так и на социальный статус человека, при этом анализ должен носить личностный характер, для того чтобы школьники могли «примерить» на себя последствия наркотизации, определить, каким образом наркотизация может изменить их жизненные планы и будущую жизнь в целом. Для этого подросткам можно предложить написать сочинения «Наркотики и мои планы», составить сценарий фильма «Кадры из жизни» и т. п. В 4-5 классе при прогнозировании нужно использовать ближайшие перспективы, в старших классах рассматривать более отдаленный этап жизни.

В подростковом возрасте усложняется поведенческий алгоритм в ситуациях наркогенного заражения, который предлагается освоить школьникам. Здесь нужно использовать схемы активного вмешательства, управления ситуацией. В ходе занятий можно обсуждать возможные ситуации: несчастный случай, причиной которого стал наркотик; предотвращение знакомства близкого человека с наркотиком, помощь человеку, находящемуся в состоянии наркогенного опьянения. Школьникам нужно предоставить адреса организаций, куда они должны обращаться за помощью в подобных случаях.

Большое внимание необходимо уделять обсуждению аспектов альтернативного гедонизма. Школьникам должны демонстрироваться социально одобряемые способы достиж ения положит ель - ного эмоционального состояния; позднее сами учащиеся могут предложить свой вариант социокультурного вытеснения использования психоактивных веществ. Для этого подросткам можно предложить разработать план и провести в школе конкретное мероприятие, позволяющее снять эмоциональное напряжение и отдохнуть с друзьями без обращения к психоактивным веществам.

В ходе обучения необходимо продолжать развитие у школьников механизмов социальной адаптации, при этом надо опираться на такие значимые для подростка ценности, как чувство общности со своей группой, дружба, любовь. Важным моментом в процессе освоения коммуникативных навыков является овладение приемами оказания психологической помощи окружающим и допустимых форм вмешательства в жизнь другого человека.

Профилактическая работа с подростками должна носить насыщенный эмоциональный характер и включать игровые формы занятий. Однако в работе с данной возрастной группой технол о-гия используемых игр значительно усложняется, она должна быть связана с проблемно-ситуационным моделированием, основой которого служит творческая активность учащихся.

Наиболее приемлемые формы проведения занятий — это свободная дискуссия, вопросы и ответы. При этом ведущий (педагог, психолог, врач) должен максимально вовлечь подростков в обсуждение проблемы, его задача комментировать высказывания, разоблачать наркотические мифы, не навязывать собственного мнения, а стараться, чтобы подростки сами пришли к нему в результате свободного обсуждения.

Существенную помощь могут оказать тренинги, направленные на развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, воспитание так называемой подростковой коммуникативной компетентности. Эти тренинги помогут выработать чувство уверенности в себе, развить адекватную самооценку, приобр ести навыки пр еодол ения трудных жизненных ситуа ций. Целесообразно на тренинге проигрывать ситуацию предложения употребления наркотика, в результате чего подростки учатся, не теряя собственного лица в глазах сверстников, находить аргументы для отказа в первой пробе.

В процессе проведения группового занятия необходимо увидеть лидеров группы, выявить их позицию. В случае наличия антинаркотических установок у лидера следует сделать его помощником, воздействовать на группу с его помощью. При нейтральной позиции лидера — постараться как можно быстрее развить эту установку. При наличии нескольких лидеров с разными установками представляется целесообразным вызвать их на соперничество, дискуссию так, чтобы победил лидер, имеющий антинаркотическую установку. Если в группе присутствует единственный лидер, уже вовлеченный в наркопотребление, не поддающийся коррекции, его следует удалить из группы и работать с ним индивидуально с помощью специалиста-нарколога.

Для подростков огромное значение имеет общение со сверстниками. Для них важно не просто быть со сверстниками, но, главное, занимать в подростковой среде удовлетворяющее их положение.

Необходимо чер ез игры, упражнения, тренинги межличностного общения формировать у подростков социальные навыки, быть понятыми и признанными окружающими, на этой основе подростки учатся находить выход из проблемных ситуаций, уметь говорить «нет», отстаивать собственное мнение.

Мода и стиль жизни в огромной степени определяют характер поведения, в том числе и аддиктивного. Конструктивная профилактика должна выработать новый стиль жизни подростков без наркотиков.

В старших классах нужно продолжить подробное знакомство со свойствами различных одурманивающих веществ, однако при этом подбор сведений и информация должны осуществляться самими учащимися, а преподаватель выполнять лишь контролирующую функцию. Школьники могут самостоятельно готовить специальные доклады, выпускать информационные листы, проводить «круглые столы», осуществлять в школе антинаркогенный контроль.

При обсуждении вопросов, связанных со свободой личного выбора и права человека самому определять свою судьбу, у подрост ков форм ир ует ся уб еж де нн ость в том, что лю ба я форм а использования психоактивных веществ так или иначе нарушает интересы не только самого потребителя, но и окружающих его людей и, следовательно, является незаконной.

При работе со старшеклассниками традиционные формы обучения практически не применяются, занятия строятся в виде свободного обсуждения, равноправной дискуссии.

Продолжается тренировка навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения. На этом этапе подросток должен не только освоить их сам, но и научить этому других. Каждому из участвующих в программе старшеклассников предлагается выбрать одного или нескольких учеников 5-7 классов, с которыми он общается, и познакомить их с алгоритмами поведения, позволяющими избежать приобщения к одурманиванию (так называемое межвозрастное преподавание).

Значительная часть занятий должна отводиться анализу проблемы общения с людьми, использующими наркотические вещества.

В процессе антинаркогенной подготовки несовершеннолетних должны быть задействованы специальные социопсихологические механизмы, обеспечивающие позитивное восприятие детьми формируемых установок. Речь идет о феномене эффективного влияния через героев и атрибуты массовой художественной культуры, что обусловливает интерес, доверие, стремление подражать, принимать желательные позиции.

Следует отметить, что программы, используемые в профилактической работе, должны не только давать подросткам информацию о вреде психоактивных веществ на здоровье и психик у челов ека, но и помогать при обретать опыт в преодолении кризисных ситуаций. Профилактическая программа будет иметь педагогическую значимость в том случае, если она способствует воспитанию культуры поведения, которая является основой развития нравственной культуры личности.

Необх од им ым усл ов ием формирования нравственн ой к ульт у-ры личности является способность к рефлексии. Рефлексия — это способность анализировать и оценивать самого себя — свои достоинства и недостатки и т. д.

Наряду с рефлексией, в становлении культуры поведения личности участвует интроспекция, т. с. способность контролировать свои интеллектуальные и эмоциональные состояния. Также важным направлением является развитие эмпатии — способности сочувствовать и сопереживать другим людям, без чего невозможно развитие подлинной нравственности.

Таким образом, в работе со старшим и шк ольни ками профилактические программы должны быть направлены, прежде всего, на тренировку, активизацию и развитие основных психологических механизмов, которые участвуют в формировании нравственной культуры личности, — рефлексии, интроспекции и эмпатии.

Следует учитывать, что речь идет не о директивном стиле воспитания подростка, а о сопровождении, когда самостоятельно актуализируется личностный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию вокруг себя и себя самого к лучшему.

Не следует забывать, что риск наркотизации во многом зависит от степени эмоциональной насыщенности жизни подростка. Бедность, однообразие эмоциональных переживаний, неумение найти во внешнем мире источник положительных эмоций нередко является прич иной при общения подростка к психоактивным веществам. В связи с этим развитие сферы чувств являетс я непременным условием эффективной психолого-педагогической профилактики.

Особое внимание следует уделять работе с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ. Работа заключается в предотвращении дальнейшего развития наркогенного заражения у несовершеннолетних. Она включает в себя проведение тренингов, направленных на развитие устойчивости к внешнему наркогенному давлению; преодоление внутреннего психофизиологического дискомфорта, связанного с прекращением использования одурманивающих веществ; а в случаях, когда это необходимо, — организацию консультирования несовершеннолетних в подростковых наркологических службах. Одним из направлений такой работы может быть организация в школе специального антинаркогенного контроля, исключающего как возможность использования детьми наркогенных веществ, так и приобщения к одурманиванию своих сверстников. Сложнейшая проблема, которую необходимо решать учителю в отношении подростка, использующего одурманивающие вещества, — организация его общения в классе, и в данном случае важной задачей специалиста, ведущего профилактическую работу, является вовлечение подростка в жизнь школьного коллектива, создание условий, при которых пребывание в школе будет для него привлекательным.

Основными формами реализации профилактических мероприятий являются психолого-педагогическая диагностика (выявление группы риска в плане приобщения к наркотизации и факторов риска; определение основных причин, обусловливающих трудности социальной адаптации), индивидуальные консультации для учащихся, специальный психолого-педагогический контроль, организация коррекционных тренингов, мастерских и т. п.

Обязательным компонентом профилактики является Подготовка педагогов. В последнее время разработаны программы подготовки специалистов в системе высшего образования по наркологии (Модель подготовки специалиста..., 2001). Общие задачи такого обучения связаны с развитием у педагогов коммуникативных способностей, ориентированных на позитивное взаимодействие с окружающими; формированием практических навыков психологической защиты; развитием приемов самоанализа и рефлексии, направленных на формирование у них позитивной Я - концепции. Специфические задачи обучения предполагают расширение информированности педагогов о различных аспектах наркотизма, осознание и коррекцию (при необходимости) личностного отношения к психоактивным веществам, освоение основных приемов организации профилактической работы в детском коллективе. При анализе аспектов наркотизма понятие зависимость используется в широком значении, в круг традиционных субъектов зависимости, таких, как лекарства, табак, алкоголь, наркотики, вводятся такие компоненты, как пища, телевизор, компьютер. Поэтому профилактика наркотизма должна рассматривается педагогами как комплексная проблема, связанная с предупреждением возникновения личностных детерминант отклоняющегося поведения.

Работа с родителями Та кже предпола га ет реа лиз а цию дв ух групп задач: воспитательных — осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения и образовательных — освоение основных приемов организации семейной профилактики. Работу с родителями следует разделить на общую и специальную. Общая работа осуществляется за счет организации специальных семинаров, лекций, привлечения взрослых членов семей к процессу антинаркогенной подготовки учащихся и т. п. и ориентирована на все группы родителей. Специальная работа

Ориентирована на родителей несовершеннолетних группы риска, а также тех детей и подростков, которые уже имеют опыт использования психоактивных веществ. Она предполагает индивидуальное консультирование взрослых членов семей, помощь в организации их взаимодействия с учреждениями подростковых         наркологических         служб,         совместное

Осуществление антинаркогенного контроля, исключающего возможность использования детьми наркогенных веществ, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах.

Реабилитация в наркологии

Реабилитация представляет собой систему государственных. социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате работоспособности; на эффективное и раннее возвращение инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Концепция реабилитации больных и инвалидов исходила в начале из идей так называемой физической медицины; в дальнейшем она была дополнена положениями психологии, педагогики, социальной гигиены, социологии и других дисциплин. Современное положение реабилитации в наркологии непосредственно сф ормирова лось на основе развития концепции реабилитации психически больных, а также системы «терапевтического воспитания» —         прогрессивной функциональной педагогики, направленной на адаптацию и ресо-циализацию неприспособленных или проблемных детей.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. Реабилитация в наркологии является третичной профилактикой и предусматривает, прежде всего, ресоциализацию наркол огических больных. В св ое время М. М. Кабанов (1985) выделил четыре основных принципа реабилитации психически больных, которые применимы и к больным наркологического профиля: 1) партнерство врача и больного; 2) разносторонность усилий, воздействий; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия и 4) их ступенчатость (этапность).

Принцип ступенчатости подразумевает наличие трех этапов реабилитации психически больных: 1) восстановительная терапия; 2) реадаптация и 3) собственно реабилитация (Кабанов, 1985). Основной целью реабилитации наркологических больных является возвращение к жизни в обществе путем отказа от наркотиков, предупреждение рецидивов заболевания, восстановление физического и психического здоровья, а также формирование нормативного личностного и социального статуса.

Можно выделить следующие основные направления и методы, применяемые в реабилитации наркозависимых:

•    Медицинские (фармакологическая коррекция состояния, противорецидивная медикаментозная терапия, психотерапия и

Др);

•    Психологические (индивидуальное, групповое и семейное психологическое консультирование);

•    Педагогические (коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие);

•    Социальные (обучение навыкам социально-бытовой ориентировки, профессиональная подготовка, трудовая терапия, социальное сопровождение, юридическая и правовая поддержка).

Основные организационные формы реабилитации наркологических больных:

•    Автономные реабилитационные организации с постоянным пребыванием реабилитируемых (реабилитационные стационары, резидентские реабилитационные центры и др.);

•    Реабилитационные организации с частичным (неполным) пребыванием реабилитируемых (дневные и ночные реабилитационные стационары, дома «на полпути» и др.);

•    Дискретные и дискретно-концептуальные реабилитационные воздействия специалистов (амбулаторные консультации и сопровождение психологов и психотерапевтов, амбулаторные реабилитационные центры и др.);

•    Комплексная реабилитационная поддержка (создание реабилитационной среды) в повседневной жизни.

Концепция реабилитации наркологических больных находится в постоянном развитии. Современный этан реабилитации характеризуется разработкой и апробацией различных новых методов. Наиболее устоявшимися системами оказания помощи наркозависимым являются следующие:

•    Духовно ориентированные программы групповой само - и взаимопомощи, основанные на идеологии движения обществ Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов, «12 шагов» и др. В соответствии с данными системами больному предлагается прекратить бесконечную и бессмысленную борьбу с наркотиками, признать свое бессилие в ней и через это бессилие обрести новую систему значимых личных и групповых ценностей, новую силу;

•    Программы терапевтических сообществ. Основными принципами деятельности терапевтических сообществ являются: взаимная ответственность, партнерство, доверительность, конфиденциальность. Все члены терапевтического сообщества руководствуются рядом правил, среди которых: неукоснительное соблюдение распорядка дня; обязательность «прозрачности поведения»; самообслуживание; саморегуляция жизнедеятельности, взаимодействия (совместное установление норм проживания, совместное принятие решений о наказаниях и поощрениях и др.); взаимопомощь и взаимоподдержка в реализации общих целей и норм; обязательность выполнения заданий на занятиях в малых терапевтических группах, в ходе арттерапии, трудотерапии, самостоятельной работы; система наставничества; использование приемов поведенческой терапии, включающих градацию статуса пациентов;

•    Программа «классической» психотерапии и психологического консультирования. В реабилитации наркозависимых используются развивающие методы, основными характеристиками которых являются недирективный, партнерский стиль общения, аппеляция к диалогу, пониманию, критическому анализу; максимальное использование эффектов группового и межличностного взаимодействия. Наряду с этим при реабилитации наркозависимых могут использоваться и психотерапевтические методы мани-пулятивной направленности, характеризующиеся директивным стилем действия специалиста, использованием суггестивных приемов, эмоционального давления. Важным элементом реабилитации наркозависимых является использование психотерапевтических методов, направленных на повышение уровня психофизиологической, эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, характеризуется рядом особенностей. При развитии наркозависимости у них, как правило, стремительно формируется установка на дальнейшую наркотизацию, одновременно останавливается личностный рост, разрушаются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения, прекращается социальный прогресс пациента (уровень образования снижается, затрудняется профессиональная ориентация, способность к овладению специальностью, устанавливаются устойчивые отношения с наркотическим и криминальным окружением, появляются проблемы с законом). Все это определяет необходимость значительных усилий и большую продолжительность реабилитации, когда речь идет о несовершеннолетних.

В реабилитации несовершеннолетних особую роль играет учет возрастных особенностей, что определяет дифференцированный методический подход, в зависимости от конкретного возраста пациента. Из психотерапевтических методов при реабилитации несовершеннолетних приоритетными являются: методы игровой психотерапии: методы психотерапии искусством и литературой (арттерапия, музыкотерапия, драматерапия, библиотерапия, сказкатерапия и др); методы терапии занятостью и трудом. Важным направлением лечебно-реабилитационного процесса при реабилитации несовершеннолетних являются семейная терапия и семейное консультирование.

Реабилитация несовершеннолетних определяется как система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на отказ от психоактивных веществ, формирование устойчивой антинаркотической установки личности, ресоциализацию и реинтеграцию в обществе.

Основными принципами реабилитации являются:

•    Добровольное согласие на участие в реабилитационных мероприятиях;

•    Прекращение приема ПАВ. Принципиальным является формирование мотивации пациента на полное прекращение употребления ПАВ, вызывающих болезненную зависимость;

•    Конфиденциальность. Передача информации третьим лицам возможна только с согласия самих несовершеннолетних или их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;

•    Системность реабилитационных мероприятий. Данный принцип обеспечивается согласованными усилиями специалистов различного профиля, взаимодействующих в одной структуре;

•    Этапность реабилитационных мероприятий. Выделяются следующие' основные этапы реабилитации: начальный (вхожде-ние в реабилитационную программу), развернутый, завершающий (выход из реабилитационной программы);

•    Позитивная направленность реабилитационных мероприятий. Этот принцип обеспечивается путем ориентации реабилитационных мероприятий на принятие, поддержку, поощрение; созданием атмосферы, обеспечивающей личностный рост и развитие;

•    Ответственность. В ходе реабилитационного процесса несовершеннолетние становятся все более самостоятельными, обучаются принятию и осуществлению ответственных решений, освобождаются от гиперопеки, берут на себя полную ответственность за полное прекращение употребления ПАВ;

•    Включение в реабилитацию основных значимых других лиц. Проводится консультирование, диагностика и коррекция проблем, существующих у членов семьи и значимых других лиц из социального окружения несовершеннолетних;

•    Реорганизация жизненной среды и формирование реабилитационной среды. Предполагает осуществление многосторонней поддержки социально приемлемого поведения и соответствующих изменений образа жизни несовершеннолетнего через воздействие на все компоненты жизненной среды;

•    Дифференцированный подход к реабилитации различных групп несовершеннолетних. Предполагается наличие спектра дифференцированных реабилитационных программ и включение несовершеннолетнего в ту или иную реабилитационную программу с учетом его реабилитационного потенциала и в соответствии с показаниями и противопоказаниями;

•    Социальная и личностная поддержка несовершеннолетних после выписки из реабилитационного учреждения с целью предотвращения срывов и рецидивов злоупотребления ПАВ.

В 2001 году в России была разработана Концепция реабилитации наркозависимости у несовершеннолетних (Дудко и др.. 2001). Новая концепция постулирует важнейшую роль образовательной среды в процессе реабилитации наркозависимых, подробно описывает все этапы сложного пути возвращения подростка к нормальной жизни.

В заключение следует еще раз отметить, что только общая кропотливая и повседневная ра бота разных специалистов, всего общ ества см ожет остановить на ркот ическ ую б ед у, к от орая пр и-шла в нашу страну. В борьбе с наркозависимостью нет альтернативы — либо нам грозит вырождение как нации, либо мы остановим эту страшную эпидемию. И следует помнить, что времени «на раскачку» уже не осталось.

Литература

1.  Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. 2-е изд., испр. и доп. — СПб: Невский диалект, 2000. — 239 с.

2. Дудко Т. Н., Валентик Ю. В., Вострокнутов Н. В., Гериш А. А., Котельникова Л. А. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. — М.: Нар-конет, 2001. - 68 с.

3.  Кабан ов М. М. Реабилитац ия пс ихичес ки боль ных. 2-е изд. — Л.: Медицина, 1985. - 216 с.

4.  Латышев Г В., Бережная М. А., Речнов Д. Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Метод, рекомендации для пед. коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. — М.: Медицина, 1991.

5. Л ичко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. — Л.: Медицина, 1991. — 304 с.

6.  Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования. Учеб. программы / Под. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2001. - 216 с.

7.  Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависимости / П од. ред. А. Н. Гаранског о. — М.: Л абор атория баз овы х з наний, 2000. - 384 с.

8.  Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под. ред. С. В. Березина и др. — М.: Иэд-во Ин-та психотерапии, 2000. — 256 с.

9.  Спрангер Б. Е. Анализ состояния обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире // Вопр. наркологии. 1994. №1. С. 82-85.

10. . Спрангер Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопр. наркологии. 1993. № 3. С. 48-53.

11.. Шабанов П. Д., Штакель берг О. Ю. Нарком ании: патопсихология, клиника, реабилитация. — СПб.: Лань, 2000. — 368 с.

12.. Школа без наркотиков: Кн. для п едагог ов и родит ел ей. 2-е изд., изм. и доп. / Под. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001. — 176 с.

 
















Читайте также:

News image

Анемия

Анемия (греч. αναιμία, малокровие) — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, реже при одновременном уменьшении числа эритроцитов (эритропения). Термин «анемия» без детализации не определяет к...

Читать дальше
News image

Злокачественная анемия

Злокачественная анемия Хронические болезни / анемии вследствие недостаточной абсорбции витамина B 12 Это происходит у взрослых в результате атрофии желудка (не может поглотить витамин B12).  Пристенные клетки в же...

Читать дальше
News image

Аллергия

Аллергия ненормальная реакция иммунной системы.  Иммунной системы людей, которые страдают от аллергии или реагировать на безвредные вещества в окружающей среде.  Эти вещества (такие, как пыльца, плесень, шерсть животных), называются ал...

Читать дальше
News image

Перхоть лечение

  Перхоть — синдром, характеризуемый высокой скоростью чешуйчатого отслоения частиц кожи на протяжении сравнительно долгого времени. Чаще всего встречается на коже головы, покрытой обильным волосяным покровом. Причины возникновения перхоти Иногда появление перхоти связывают с ...

Читать дальше
News image

Морщины

Морщины . Причины появления  морщин . Как предотвратить появление  морщин . Морщины Старение кожи Морщины представляют собой складки кожи, появление которых принято связывать с возрастом. Процессы естественного увядания кожи запускаются ...

Читать дальше

Примечание: вся информация на medicinum.ru только для образовательных целей.

Для конкретных медицинских советов, диагнозов и лечения, проконсультируйтесь с вашим врачом.