gototopgototop

Опрос: Кто чем лечится?

Лечусь:
 




ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Справочник - Возрастная наркология

Употребл ение псих оактивных веществ в наши дни характериз у-ется новыми и крайне опасными тенденциями. Прежде всего это снижение возраста начала употребления наркотиков. Если еще несколько лет назад в ряде отечественных и зарубежных руководств можно было прочесть, что средний возраст начала употребления наркотических препаратов составляет 17-18 лет (Пятницкая. 1994: Фридман и др., 1998). Теперь же этот возраст снизился до 14 лет; перестали быть казуистическими случаи начала употребления сильных наркотиков в 12-10-летнем и еще более молодом возрасте (Шабанов, Штакельберг, 2000). Другой тенденцией является стирание половых различий у подростков, употребляющих наркотики. Ранее всегда абсолютно лидировали мальчики-подростки, девочки составляли от 10 до 15 % наркоманов (Личко, Битенский, 1991). В настоящее время соотношение мальчиков и девочек составляет 3 : 1 за счет резкого увеличения числа подростков женского пола, употребляющих наркотические вещества. Третьей тенденцией является стремительный рост наиболее тяжелой формы наркомании — опиатной, а среди вариантов опиатной — наиболее злокачественной гер оиновой наркомании. Согласно данным официальной статистики, только за период с 1994 по 1999 год число подростков, состоящих на учете по поводу наркозависимости, увеличилось почти в 4 раза и составило в Санкт-Петербурге 104 человека на 100 000 населения. В ряду различных форм зависимости на первое место вышла самая злокачественная — героиновая (92%). Еще пять лет назад опийная наркомания составляла 50-60% всех наркоманий (Шабанов, 1999), а героиновая форма была представлена единичными случаями.

Удельный вес подростков среди всех наркоманов к концу века превысил 25%, что свидетельствует о значительном «омоложении» наркотической зависимости. В настоящее время до 40% подростков имеют опыт употребления наркотиков, причем первая проба у 41% происходила в возрасте от 11 до 14 лет. а у 51% — в возрасте 15-17 лет (Шабанов, Штакельберг, 2000). Среди выпускников петербургских школ с наркотиками уже «знакомы» 20-25% учащихся.

Традиционно в наркологии принято выделять т. н. «группы риска», т. е. подростков, в силу разных обстоятельств могущих стать наркоманами. Одним из важных факторов, определяющих попадание подростка в группу риска, считается наличие наркоманов среди ближайшего окруж ения (родственники, др уз ья, одноклассники и т. д.). Исходя из приведенных выше данных, можно говорить, что сейчас все подрастающее поколение попадает в группу риска по наркозависимости.

Подростковый возраст как фактор риска развития аддиктивного поведения

Подростковый возраст (пубертатный период) с давних пор считается фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании (цит. по Личко, Битенский, 1991). Известно, что если аддиктивное поведение начинается с подросткового периода, то риск формирования химической зависимости оказывается высоким. Так, до 75% алкоголиков и наркоманов начинают употреблять психоактивные вещества будучи подростками.

В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, а также формирующимся сексуальным влечением (Личко, 1985). Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими аддиктивному поведению. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на поведенческих реакциях пубертатного периода.

РЕакция эмансипации Проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитател ей, преподавателей, вообщ е всех ста р-

Ших по возрасту, от установленных ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослым и, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя и т. д.), так и на все взрослое поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипации сочетается с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становитьс я антисоциальным, достигать уровня молодежного бунта.

Одним из проявлений реакции эмансипации служит особая форма поведения, которая получила название «отравление свободой» (Личко, Битенский, 1991). Подобное поведение развивается, когда строго регламентированная жизнь подростка сменяется полной свободой, а повседневная опека — самостоятельностью. Все это может случиться, когда подросток вырывается из-под подавляющей семейной опеки, при окончании учебного заведения, побеге из воспитательно-трудового учреждения, при выписке из больницы после длительной госпитализации и т. д. При «отравлении свободой» поведение подр остка становится против опо-ложным тому, что от него требовалось раньше. Привлекает им енн о т о, чт о не д оз волялось. П оэтом у « отравление с в об од ой» б уд ет сп ос об ств ов а ть аддиктивном у повед ению с п ои с ков ой м о-тивацией, т. е. стремлению попробовать все, испытать на себе действие тех дурманящих веществ, которые можно раздобыты

Реакция увлечения (хобби), В отличие от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте (Попов, 1987).

Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эстетические хобби (увлечение литературой, музыкой, живописью, историей, философией и т. д.). Телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.) препятствует аддиктивному поведению. Однако эти увлечения могут подтолкнуть подростка к злоупотреблению допингами в виде анаболических стероидов и/или стимуляторов, чтобы добиться максимальных достижений.

Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным (Личко, Битенский, 1991). Подростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, поглощению и обмену малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информацией. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям сверстников. Такое поведение легко сочетается со злоупотреблением алкоголем, знакомством с различными наркотическими и токсическими веществами. Однако главным побудительным мотивом и фактором, способствующим аддиктивному поведению, является не сама жажда новой информации, а влияние асоциальных компаний, где этой информацией обмениваются.

Реакция имитации — Это стремл ение п одр ос тка копи рова ть поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, обычно более старших по возрасту, к которым он испытывает положительные чувства — от уважения до слепого почитания и обожания кумира. В качестве объекта имитации могут выступать эстрадные и музыкальные звезды, киноактеры, любые известные личности, либо лидеры своей подростковой среды, пользующиеся авторитетом и уважением. ,

Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать аддиктивному поведению. Если объект или объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то и подросток будет следовать их примеру. Наоборот, если «кумир» ратует за здоровый образ жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведение будет играть роль достаточно мощного антинаркотического фактора.;

Отдельно следует сказать о т. н. отрицательной реакции имитации, когда подростки из асоциальных семей строят свой образ жизни, исходя из противоположного тому, что видели в родительских семьях. Такие подростки становятся абсолютными трезвенниками и категорически ос ужда ют употребление любых психоактивных веществ, прилежно учатся, достигают карьерного роста, строят благополучные семьи. К сожалению, это встречается существенно реже, чем обратное: влияние неблагополучной семьи является достаточно мощным фактором, способствующим аддиктивному поведению.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, В определенной мере могут влиять на выбор психоактивных веществ и даже способствовать злоупотреблению ими. Некоторые из летучих ароматических соединений (ингалянтов) способствуют визуализации представлений («что захочу, то и увижу»),

В том числе сексуального содержания. Подобные визуализированные сексуальные представления сопровождаются сексуальным побуждением вплоть до оргазма. На сленге подростков это иногда обозначается словами «смотреть стриптиз». Подобная сексуальная мотивация злоупотребления ингалянтами свойственна подросткам младшего подросткового возраста.

Препараты, получаемые из эфедрина и эфедрин содержащих смесей, обладают свойствами сильного сексуального допинга и могут использоваться подростками, уже ведущими половую жизнь. В подростковой среде бытует расхожее мнение, что курение препаратов конопли также способствует повышению потенции и делает сексуальные ощущения особо острыми и привлекательными. В данном случае речь идет о растормаживающем действии конопли, устранении социальных и психологических тормозов. С той же целью нередко используется и алкоголь.

Реакция группирования со сверстниками Является ведущим социопсихологическим фактором, способствующим аддиктивно-му поведению (Личко, Битенский, 1991).

Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которой подросток познает окружающих и самого себя; в-третьих, группа представляет новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

В социальной психологии подростковые группы разделяют на «просоциальные» (т. е. следующие по пути, на который их наставляет общество), «асоциальные» (т. е. пренебрегающие господствующими в обществе идеалами, нормами поведения и образом жизни) и «антисоциальные» (т. е. активно бунтующие против идеалов, правил и законов, установленных старшим поколением). Такое разделение подростковых групп само по себе еще не определяет их связи со злоупотреблением психоактивными веществами.

Так, комсомольские компании ушедшей советской эпохи, которые должны были бы служить образцом «просоциальности» в социалистическом обществе, отнюдь не всегда отличались высоким ур овнем трезвенности. В «просоциальной» гр уппе, объединившейся, например, в силу интереса и занятий каким-либо видом спорта, вполне поощряемым старшими и обществом в целом, может распространиться злоупотребление не только допингами, но и наркотиками. Из самодеятельного кружка или спортивной команды может родиться группа наркоманов. С другой стороны, некоторые антисоциальные подростковые группировки в силу господствующих в них фанатических убеждений могут активно препятствовать наркотизации и алкоголизации своих членов.

Иное разделение подростковых групп на жестко регламентированные и свободные (Личко, 1985) также само по себе еще ничего не говорит об их отношении к наркотикам.

Жестко регламентированная группа отличается постоянным составом, безраздельной властью вожака, «своей» территорией, твердо установленными взаимоотношениями между членами группы, иерархией подчинения между ними, борьбой с соперничающими группами. Но жестко регламентированной может быть и упомянутая антисоциальная группа, с ненавистью и презрением относящаяся к наркоманам и алкоголикам н отвергающая употребление всех дурманящих веществ, В то же время не менее же-стк о регла м ентир ов анн ой может быть гр уп па на рком а нов, в которой господствуют плохие неписаные законы и абсолютная власть вожака.

Свободная подростковая группа характеризуется непостоянным составом (одни приходят, другие уходят), нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Подобными группами могут быть территориальные («дворовые») компании, сборища около дискотек и т. п. В этих группах злоупотребление различными веществами зависит от множества факторов. Но нередко, если один подросток «заносит» какое-либо вещество, то может «заражать» его злоупотреблением многих членов компании.

В современном поколении подростков в нашей стране можно увидеть следующие типы групп, большая часть из которых и их отношение к аддиктивному поведению были описаны В. С. Би-тенским и др. (1989).

Территориальные группы — объединяют сверстников по месту учебы или по месту жительства — в одном большом доме («дв оровые к ом па нии»), город ск ом м икрора йон е, одн ом посел к е и т. п. Внутри одной территории возможно возникновение разных групп; тогда подростки делятся еще по какому-либо принципу — от учебы в одной школе или профессионально-техническом училище до национального признака.

Территориальные группы могут быть как свободными, так и жестко регламентированными. Распространению жестко регламентированных групп способствует определенная социальная обстановка и в целом — общественный или экономический кризис, переломные периоды в истории. Ничего, кроме принадлежности к «своим», такую группу не объединяет. Ее сплачивает борьба, порой довольно жестокая, с другими группами, преимущественно также территориальными. Чужака на «своей» территории ждет избиение. Обычно имеются излюбленные места сборищ во дворе или на улице, в подъездах, подвалах и т. п. Кроме драк и побоищ, группе остается пустое времяпрепровождение («информационно-коммуникативное хобби»), азартные игры, делинквентные поступки, выпивки, а если появится соблазнитель, то и различные токсические вещества, включая наркотики. Многие из подобных территориальных групп превращаются в делинквентные.

Территориа льны е п одр ост ковые гр уппы, возможно, являются главным источником злоупотребления не только алкоголем, но и другими дурманящими средствами, в особенности ингалянтами и гашишем. Более 70 % курильщиков гашиша начали его курить в группе сверстников по месту жительства или учебы.

Делинквентные и криминальные группы отличаются друг от др уга усл овн о — лишь п о т ом у, подв ерга ют ся ли с овершаемые группой проступки наказанию, согласно Уголовному кодексу, или нет. Делинквентным поведением принято называть ненаказуемые, согласно Уголовному кодексу, проступки и правонарушения — обычно это мелкое хулиганство и мелкое воровство, драки без нанесения тяжких повреждений, уклонение от учебы и труда и т. п. Криминальное поведение включает уголовно наказуемые действия.

Делинквентные группы, как правило, жестко регламентированы. Власть вожака может быть очень велика. Часто при себе он держит «адъютантов» — подростков, физически сильных, но с невысоким интеллектом. Их кулаками вожак творит расправу над непослушными членами группы. Роль и место каждого в группе строго определены. Низшую ступень в иерархии занимают физически слабые и безвольные, всем в группе обязанные угождать («шестерки» — от названия младшей в колоде карты). Тем не менее они держатся за группу, так как она защищает их от более страшной расправы чужих групп, предпочитая неблагоприятный комфорт среди своих. Злоупотребление алкоголем и другими токсическими веществами, как правило, ограничивается отдельными эпизодами. Зависимость развивается далеко не у всех членов подобных групп.

Наркоманические группы обычно состоят из наркоманов, т. е. из тех, у кого уже сформировалась зависимость от наркотика. Но члены такой группы стараются привлечь и удержать склонных к злоупотреблению новичков. Их соблазняют и поначалу могут бесплатно снабжать наркотиками с тем, чтобы предъявить «счет», когда у тех разовьется зависимость. Различают первичные и вторичные наркоманические группы (Битенский и др., 1989). В первичных группах наркотик с самого начала был фактором, собравшим группу. Вторичные группы сперва объединялись по какой-либо иной причине (например, территориальные или делинквентные группы, спортивные «фанаты», реже «металлисты»), а затем в группе остались лишь те, кто пристрастился к наркотикам.

Нарком аниче ски е группы обычно нем ног очи сл ен ны. Их объ - единяет добыча наркотиков, при надобности изготовление их, переработка сырья, которая может быть налажена по конвейеру, совместное употребление, а иногда и торговля наркотиками. Группы, как правило, являются жестко регламентированными. Лидером нередко бывает молодой, совершеннолетний, обладающий криминальным и наркоманическим опытом. Опытный лидер-наркоман следит также за тем, чтобы избежать передозировки наркотика.

Роли всех членов в наркоманической группе определены. Максимально используются способности и личностные особенности каждого, «Шустрила» ищет источник снабжения, пере-' продает изготовленное. «Гонец» служит переносчиком наркотика. «Кролик» получает наркотик бесплатно за то, что дает «учителю» возможность оценить на нем первом силу препарата.

Лидер группы обкладывает ее членов денежной податью, ведет счет «долгам», притом так, что все члены скоро оказываются в кабальной денежной зависимости от него. Долги достигают крупных размеров, так как лидер может произвольно накладывать денежные штрафы за малейшие провинности и неподчинение его приказам. При желании наркомана покинуть группу ему немедленно предъявляется «долг», непосильный для

Оплаты. Подобным долгом подростки-наркоманы могут шантажировать своих родителей, выпрашивая у них крупные суммы денег якобы для того, чтобы «раз и навсегда» освободиться от группы и «завязать».

Итак, именно реакция гр уппир ования со сверстниками является основным фактором риска вовлечения подростка в употребление, а затем и злоупотребление психоактивными веществами.

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. Г В. Латышев с сотр. (1991) на базе Центра профилактики наркоманий (г. Санкт-Петербург) провели интересное исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним.

10-12 лет

Интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способ употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

12-14 лет

Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков — марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие — из любопытства; знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасно сть з лоуп отр ебления сильно не до оц ен ив ается. Г овор ят о пр о-блеме только между собой.

14-16 лет

По отношению к наркотикам формируются три группы.

1.   Употребляющие и сочувствующие — Интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

2.  Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление под влиянием Друзей.

16-18 лет

Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

В группе Употребляющих и сочувствующих Пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.

Среди Радикальных противников Растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.

Аддиктивное поведение

В последние годы в отечественной литературе все чаще ис-польз уется английский терм ин аддиктивное поведение (addictive behavior), которым называют злоупотребление различными веществами, изменяющими псих ичес кое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость (Miller, 1984; Landry, 1987). Ц. П. Короленко (1991, 2000) дает более широкую трактовку определения аддиктивного поведения: это «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций».

С точки зрения А. Е. Личко и В. С Битенского (1991), для подростков термин аддиктивное поведение представляется наиболее адекватным, поскольку указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Авторы выделяют два пути по которым развивается аддиктивное поведение. В первом случае подростки пробуют различные ПАВ: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом предложенными таблетками или сигаретами с марихуаной. Последовательность употребления мо-

Жет быть различной, экспериментирование продолжается до того момента, пока не б уд ет ок онч а тельно выбрано на иб олее пр ед по - читаемое вещество. Иногда злоупотребление обрывается раньше.

Во втором — наблюдается злоупотребление только одним каким-нибудь ПАВ (бензин, алкоголь и др.). Ранее сосредоточение на одном наркотике обычно связано с недоступностью других, реже происходит произвольный выбор.

Д. Д. Исаев и др. (1997) описывают несколько моделей аддик-тивного поведения или пристрастия к наркотикам.

Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения ПАВ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие напряжения, на то, чтобы расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Отдельные подростки употребляют ПАВ для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии.

Коммуникативная модель. Эта модель пристрастия; к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием ПАВ облегчает общение со сверстниками своего и пр отив оположног о пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях.

Активирующая модель. Некоторые подростки применяют ПАВ для подъема жизненных сил, бодрости, усиления активности. Будучи неув еренными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности.

Гедонистическая модель. Употребление ПАВ используется также и для получения удовольствий, приятных ощущений, психического и физического комфорта. Потребители стремятся создать фантастический мир галлюцинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфории.

Конформная модель. Стремление подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой может привести к потреблению ПАВ с этой целью. Развитие этой модели связано со стремлением подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

Манипулятивпая модель. Возможно использование ПАВ для манипулирования другими, для их эксплуатации, для изменения ситуа ции в собственную польз у, для достижения тех или иных преимуществ. Демонстративные подростки, например, желая привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью добиться лидирующего положения, охотно пользуются наркотиками и алкоголем.

Компенсаторная модель, Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонии характера.

Особенностью аддиктивного поведения является то, что оно по существу не является заболеванием. Медикаментозное лечение в этих случаях может быть направлено на детейсикацию, если в этом есть необходимость, а психотерапевтические приемы используются с целью психопрофилактики. Главным же при ад-диктивном повед ении являются не медицинские, а воспитательные меры.

Аддиктивное поведение и преморбид

А. Е. Личко (1985) подчеркивал, что важную роль в развитии аддиктивного поведения играют преморбидные особенности личности, точнее особые типы акцентуации характера, I

На примере ранней алкоголизации у подростков можно проследить, как та или иная акцентуация влияет на становление алкогольного варианта аддиктивного поведения. Подростки с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного и ис-тероидного круга наиболее склонны к выпивкам. Алкоголизация у неустойчивых — это результат их тяготения к легким развлечениям, способность легко попадать под дурное влияние. Побудительный мотив — получить веселое настроение. Это перекликается с мнением К. Леонгарда (1989), что общей характерологической особенностью, которая предрасполагает к алкоголизму, является сниженная способность к самоконтролю, тенденция действовать по минутному впечатлению. У Неустойчивых чаще встречаются неглубокие степени опьянения. Сходный с неустойчивыми тип алкоголизации отмечается и у гипертимных подростков. У эпилептоидных подростков картина алкоголизации иная: короткая стадия эйфории, затем опьянение по дисфорическому

Тину — агрессия, аутоагрессия. может быть сексуальное насилие. Эпилептоиды напиваются до тяжелых степеней опьянения. Для них алкоголизация — это своеобразная «разрядка» накопившегося напряжения и раздра жения. Истероиды и в алкоголизации остаются демонстративными — преувеличивают степень опьянения, с пафосом рассказывают сверстникам о большом количестве спир тн ог о, ко тор ое он и м ог ут выпить. Иногда из обр а жа ют алкогольных эстетов: рассказывают сверстникам, что они употребляют только элитные алкогольные напитки, причем определенного сорта.

А. Е. Личко (1983; 1985) подчеркивал, что именно акцентуанты неустойчивого круга наиболее подвержены риску развития ад-диктивного поведения в целом, поскольку именно у них наиболее развита реакция группирования со сверстниками. В более поздних исследованиях особенностей акцентуаций характера подростков с аддиктивным поведением и наркоманией было выявлено преобладание эпилептоидного и истероидного типа (Гузиков и др., 1993). В последних публикациях появились сообщения о преобладании гипертимных и конформных акцентуантов, наряду с эпилептоидными, в наркотизирующейся подростковой популяции (Романов, Горпиенко, 2001). Появились исследования, где приводятся данные о преобладании различных типов акцентуаций при разных формах наркомании: среди больных эфедроновой нарк ом анией ча ще всего встречаются истероидные акцентуанты, а среди опийных наркоманов — эпилептоидные (Штакельберг, 1999).

Ц. П. Короленко (1991) выделяет наиболее характерные черты личности подростков, которые могут способствовать развитию аддиктивного поведения.

Сниженная переносимость трудностей. Обуславливается наличием гедонестической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Это сочетается с повышен ной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.

Скрытый комплекс неполноценности Находит свое отражение в частых сменах настроения, избегании ситуаций, в которых их сп особн ости м ог ут бы ть объ ектив но провер ены. Повер хнос т ны й характер социабельности и ее ограниченность во времени

Сочетается с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Уход от ответственности в принятии реш ений и взвалив ание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

Стереотипичность, повторяемость поведения. Сложившийся стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить. Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельн ости, стр емлени е к п олу-чению поддержки.

Тревожность У аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том. что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникнуть без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний. .

Переход аддиктивного поведения в химическую зависимость

Риск развития алкоголизма, наркоманий и токсикомании при наличии аддиктивного поведения, по данным разных авторов, не одинаков. В отношении опиатов величина риска указывается от 19 до 38 % (Maddux, Desmond, 1980). По данным Д. Лэйдвиг (Ladewig, 1972) — 42 %. В то же время известно, что 95 % молодых американских военнослужащих, воевавших во Вьетнаме и там злоупотреблявших наркотиками, вернувшись домой в США, бросили злоупотребление ими. Только 5 % сразу обнаружили себя заядлыми наркоманами, а еще 16 % вернулись к наркотизации в дальнейшем. Риск зависит от ряда факторов, в том числе от того, каким веществом начинают злоупотреблять. Внутривенное введение наркотиков значительно повышает риск. Но среди подростков, склонных к выпивкам, через 10 лет лишь у 12 % был диагностирован хронический алкоголизм (цит. по Личко, Битенский. 1991). Факторы, способствующие или препятствующие переходу аддиктивного поведения в болезнь, можно разделить на социальные, психологические и биологические.

К Социальным факторам Относятся доступность вещества для подростка, «мода» на него, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток.

К Психологическим факторам Можно отнести тип акцентуации характера подростка, привлекательность возникающих ощущений и переживаний, выработка гедонистической установки, страх причинить реальный (в глазах самого подростка) вред самому себе, в частности своем у здор овью. Важное значени е прида ется отсутствию социальных интересов и стремлению к самоутверждению (Битенский и др., 1989).

Среди Биологических факторов Можно особо выделить степень изначальной толерантности (например индивидуа льная непереносимость или, наоборот, высокая устойчивость). К ним также относятся отягощенная алкоголизмом наследственность (пьянство и алкоголизм родителей до рождения ребенка), резидуальное органическое поражение головного мозга, хронические болезни печени с нарушением ее детейсицирующей функции. Но важнейшим из биологических факторов является природа того вещества, которым злоупотребляют. Чем сильнее психоактивное вещество, чем выше его наркогенный потенциал, тем выше риск развития химической зависимости. .

Согласно традиционной у нас в стране классификации, наркомания встречается в подростковом возрасте в первой и второй стадиях. Третья стадия является результатом многолетнего течения заболевания и не успевает развиться в подростковом периоде. Подробные описания стадий наркоманий даны в предыдущих главах. Главной особенностью протекания химической зависимости у подростков является, прежде всего, злокачественность, быстрое прогрессирование заболевания, наступление его расцвета — второй стадии, с мощной физической и психической зависимостью и абстинентным синдромом.

Клинические и психологические аспекты раннего алкоголизма

Уровень алкоголизации подрастающего поколения в значительной степени может быть своеобразным индикатором психического здоровья нации. В последние десятилетия наметился рост алкоголизма в молодежной среде. По данным эпидемиологических исследований, проведенных с помощью анонимного анкетирования, часто употребляют спирт ные напитки 25% мальчиков-подростков и 17,2% девочек. По данным другого исследования, часто употребляют спиртные напитки 72,4% девочек и 71,6%

Мальчиков. Такие различия в полученных данных связаны, в первую очередь, с неодинаковыми критериями оценки частоты алкоголизации (Кошкина. 2000). Согласно последним зарубежным исследованиям, в Ирландии (стране, близкой к России по характеру алкоголизации) среди 15-летних школьников 36% мальчиков и 22% девочек употребляли спиртное, среди 17-летних эти показатели составили 63% и 40% соответственно, причем число пьющих девушек с 1984 по 1991 г. удвоилось (цит. по Альтшулер, 1999). Вместе с тем данные американских исследований свидетельствуют о существенном снижении потребления алкоголя среди школьников США за последние 15 лет (Коэн и др.. 1998).

Ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет и подразумевает развитие хотя бы первой стадии заболевания. Тем не менее алкоголизм у подростков встречается относительно редко, поскольку алкоголизм как заболевание ра звивается в течен ие опр едел енн ого промеж утка времени и не успевает сформироваться к совершеннолетию. Поэтому наиболее актуальной проблемой в этом возрасте является ранняя алкоголизация. Ранняя алкоголизация — это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возраста (Личко, Битенский, 1991).

Ранняя алкоголизация рядом авторов рассматривается как нарушение поведения (Личко, 1985; Личко, Битенский. 1991: Сидоров, Митюхляев, 1999).

В подростковой психиатрической клинике, по данным А. Е. Личко (1985), хронические алкоголики занимают 2% (причем у 2/3 из них диагностировалась 1 стадия, а у 1/3 — 2 стадия заболевания).

Диагноз раннего алкоголизма ставится на основании следующих критериев: 1) появление психической зависимости: 2) повышение толерантности; 3) утрата рвотного рефлекса; 4) утренняя анорексия; 5) палимсесты опьянения.

Гр упповая психическая зависимость предшеств ует индивидуальной психической зависимости. Потребность в выпивке возникает в «своей» компании. За пределами группы — тяги нет. Индивидуальная психическая зависимость — алкоголизация становится главным интересом в жизни (пьют 2-3 раза в неделю). Повышение толерантности надо оценивать с учетом роста и физического развития подростка,

Особенности второй стадии (встречается достаточно редко): в абстинентном синдроме преобладают соматовегетативные расстройства. Иногда неожиданные подъемы АД.

Алкогольные психозы у подростков очень редки. Чаще, всего это спровоцированные алкоголем приступы шизофрении, J

Проблема злокачественности раннего алкоголизма неоднозначна. Традиционным является представление, что ранняя алкоголизация в подростковом возрасте неминуема ведет к злокачественному алкоголизму (Стрельчук. 1964 и др.). В то же время в последние десятилетия преобладает точка зрения, что злокачественное течение алкоголизма отмечается только у подростков с преморбидной отягощенностью (Ураков, Куликов, 1977; Личко, 1985; Пятницкая, 1988; Личко, Битенский, 1991: Шабанов, 1999).

Как правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психопатичности. По данным разных авторов, число случаев психопатии при алкоголизме колеблется от 25 до 52 % (Сидоров, Митюхляев, 1999). Наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и эпилептоидных психопатов. У неустойчивых формирова ние происх одит медл енно — как следствие рег у-лярных выпивок, часто в асоциальных компаниях. Параллельно алкоголизации происходит нарастание делинквентности. При эпи-лептоидной психопатии путь иной: после тяжелых первых опьянений с агрессией и аутоагрессией может пробудиться компульсив-ное влечение пить «до отключки». Это одно из проявлений нарушения влечений при эпилептоидной психопатии. Эпилептоидные психопаты легко переходят к алкоголизации в одиночку. Деньги при этом вымогают у близких и сверстников. С другой стороны, при психастенической и сенсетивной психопатии ранняя алкоголизация встречается крайне редко.

Кроме психопатов, злокачественное течение алкоголизма отмечается у умственно отсталых подростков, подростков с резиду-ально-органической мозговой недостаточностью, у подростков с черепно-мозговыми травмами.

Исследования Н. Н. Иванцова, Е. С. Меньшиковой (цит. по Завьялов. 1988) позволили выделить четыре характерологические группы лиц с различной динамикой развития алкоголизма.

1 группа лиц — Самая многочисленная. Им свойственны общительность, хорошая приспособляемость к жизни, преимущественно приподнятое настроение, сангвинические черты характера. Эти

Люди спокойно, раскованно чувствуют себя в любом обществе, легко вступают в контакт, заводя новые знакомства. Имеют много приятелей, друзей. Они стараются не ставить перед собой сложные проблемы, их внутренний духовный мир обычно обеднен, интересы просты, физиологичны, как правило, направлены на удовлетворение «плотских радостей», материальное благополучие. Перечисленные черты характера часто сочетаются со стремлением избегать самостоятельных решений. Они подвержены влиянию окружающих, личностно неустойчивы. Систематически употреблять алкоголь начинают в возрасте 20-25 лет. Сам же алкоголизм формируется в сроки 6-15 лет.

Группа лиц. К ней можно отнести аст енические личности, которые характеризуются ранимостью, утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, затруднениями в общении. Они подолг у обдумывают свои действия, предпочитают уединенные занятия. В обществе чувствуют себя неуверенно. Внимательно следят за своими телесными ощущениями, обращаются с этим к знакомым, посещают врачей. Незначительные психогенные травмы сказываются на их настроении, снижают работоспособность, затрудняют выполнение обычных повседневных дел. Систематически употреблять алкоголь начинают в 18-23 года. Основные симптомы алкоголизма у них формируются медленнее, чем у лиц 1 группы.

3 группа лиц. В нее входят подростки со стеническими чертами характера — энергичные, собранные, дисциплинированные, со стремлени ем обяз ательн о достичь поставленную цель. Их отличает уверенность в своих силах и способностях, повышенная самооценка, самостоятельность, постоянная забота о своей репутации, нетерпимость к суждениям, которые их не удовлетворяют своим содержанием. Эти юноши и девушки работоспособны, ответственны, активны, легко находят оригинальные способы решения профессиональных проблем, стремятся справиться с ними самостоятельно, часто в ущерб личному времени. Они достаточно общительны, легко находят контакт с «нужными» людьми. Этап систематического употребления алкоголя приходится у них на возраст 22-26 лет. Основные симптомы алкоголизма обнаруживаются не ранее, чем через 15 лет.

Группа лиц. Ее составляют люди с истероидно-возбудимыми чертами характера. Для них характерны: демонстративность по-

Ведения, стремление обратить на себя внимание, эмоциональная неустойчивость, сниженный контроль за своими поступками, беспечность, легкость в решении любых вопросов, повышенное самомнение. Свои желания они стремятся выполнить в кратчайшие срок и, без адекв а тног о уч ета окр ужающей обстановки. Индив и-дуальной особенностью этих подростков является открытое пренебрежение к принятым в обществе моральным нормам. Систематическое употребление алкоголя у них начинается в 17-20 лет. Основные симптомы алкоголизма формируются в очень короткие сроки — от 1,5 до 3 лет.

Видно, что и в данном исследовании подтверждается мысль, что именно личностные особенности подростков (4-я группа) являются той почвой, на которой возникает ранний алкоголизм. ;

Данные Н. Н. Иванцова и Е. С. Меньшиковой перекликаются и с исследованием Г Е. Барнес (Barnes, 1979), где выделяются некоторые особенности личности подростка-алкоголика (Табл. 10.1).

Таким образом, личность подростка-алкоголика характеризуется слабым уровнем развития внутреннего самоконтроля, самодисциплины, самоорганизации. Отсутствует самоуважение. Проявляетс я личн остна я незрелость в действиях, поступках, контактах с окружающими. У подростка обостряется чувствительность к любым внешним воздействиям или внутренней стимуляции психологического порядка. Ему трудно переносить психологическую боль, разочарование, горе, сильные эмоциональные переживания. Подросток зависим от внешних воздействий, своего восприятия окружающих людей, которое становится не совсем адекватным (отрыв от реальности в социальной перцепции). Изменяется поведенческая сфера. Происходит перестройка мотивационной сферы. Ведущим в иерархии мотивов является алкоголь как мотив всего полезного в целом. Выражена склонность отвечать невротическими симптомами (невротическая форма психологической защиты) на. жизненные трудности.

Современные особенности подросткового алкоголизма

В последние десять лет проявления как ранней алкоголизации, так и раннего алкоголизма существенно изменились по сравнению с 80-ми годами. Вторая половина 80-х годов отмечена последствиями действия Закона о борьбе с пьянством и алкоголизмом от 17.05.85. Законодательно был поднят предельный возраст (до 21 года), с которого разрешалась продажа спиртных напитков. Это сопровождалось резким дефицитом спиртного в торговой сфере (многочасовые очереди), а также ростом нелегального производства дистиллированного алкоголя. В результате действия Закона подростковая популяция в абсолютном большинстве оказалась как бы «отрезана» от употребления легальных спиртных напитков. Как показали дальнейшие события, аддик-тивное поведение на этом не прекратилось, а приняло иные, более опасные по своим последствиям формы. Во второй половине 80-х годов происходит существенный рост потребления психоактивных токсических веществ, главным образом летучих ароматических соединений (ЛАС). Появляются первые сообщения о летальных исходах вследствие отравления от вдыхания паров клея «Момент». Появляются исследования, где показана устойчивая связь между токсикоманией вследствие злоупотребления ЛАС в подростковом возрасте и последующим быстрым развитием алкоголизма (Цит. по Личко, Битенский, 1991). Ранняя алкоголизация на том этапе характеризовалась достаточно широким использованием подростками суррогатов и нелегально произведенного алкоголя, отличавшихся высокой токсичностью, что также способствовало более злокачественному течению заболевания.

С начала 90-х годов программа борьбы с пьянством и алкоголизмом оказыва ется фактически свернутой. С этог о ж е времени начинается стремительный рост потребления алкогольных напитков, в том числе и в подростковой среде. Одновременно отмечается резкое увеличение злоупотребления психоактивными веществами: только за период с 1991 по 1996 г. отмечалось трехкратное увеличение официально зарегистрированных больных с диагнозом наркомания. Число подростков, состоящих на учете с диагнозом наркомания, с 1991 по 1997 г. увеличилось в 12,5 раз и составило 89,7 человек на 100 000 подросткового населения (Егоров и др., 1998), а. по данным Комитета по здравоохранению СПб, в конце 1999 г. эта цифра составила 104 на 100 000 человек.

Очев идн о, чт о стрем ител ьны й р ост на рком ании в п одр остк о-вой среде не мог не повлиять на особенности ранней алкоголизации. Нами изучались особенности злоупотребления спиртными напитками у лиц в пубертатном и постпубертатном возрасте, обратившихся на амбулаторный прием в специализированный наркологический центр (Егоров, 2001).

За период 1998-2000 гг. в медицинский центр обратилось 68 человек в возрасте от 15 до 20 лет, что составило 8,9% от общего числа обратившихся за помощью больных алкоголизмом. Юноши составили 63,8% (46 человек), девушки соответственно 36,2% (22 человека). Диагноз хронический алкоголизм был поставлен 40 человекам (58,8%), у остальных прием спиртного не достигал уровня алкоголизма и расценивался как ранняя алкоголизация (бытовое пьянство). Среди алкоголиков юноши составляли 75% (30 человек), девушки 25% (10 человек). При этом хронический алкоголизм 1-й стадии был установлен у 30 человек (75% от общего числа алкоголиков, 20 юношей, 10 девушек). Критериями постановки диагноза хронического алкоголизма 1-й стадии были: 1) появление психической зависимости (тяга к спиртному, снижение количественного и ситуационного контроля при алкоголизации); 2) повышение толерантности; 3) утрата рвотного рефлекса; 4) утренняя анорексия; 5) амнезии и палимсесты опьянения. Алкоголизм 2-й стадии был выявлен у 10 человек (25%, все юноши)

И ставился на основании следующих критериев: 1) появление абстинентного синдрома: 2) формирование псевдозапоев (продолжительность 2 дня и более); 3) практически не изменяющаяся высокая толерантность; 4) утяжеление симптомов первой стадии. Таким образом, соотношение между юношами и девушками, которым ставился диагноз раннего алкоголизма, было 4:1.

Существенные различия в типе употребляемых спиртных напитков позволили разделить подростков на две группы. Первую группу составили лица, предпочитающие, в основном, слабоалкогольные напитки: как правило, крепкие (до 8-9% чистого алкоголя) сорта пива и джин-тоника, реже сухие вина. В эту группу вошло абсолютное большинство подростков — 73,5% (50 человек. 30 юношей и 20 девушек). У половины из них (16 юношей и 9 девушек) размеры пьянства достигали критериев диагноза алкоголизма 1-й стадии. Таким образом, соотношение юношей и девушек, злоупотреблявших легкими алкогольными напитками, было 3:2, а среди больных алкоголизмом из этой группы — менее 2:1. Эти данные свидетельствуют об увеличении доли девушек. злоупотребляющих легкими алкогольными напитками.

Суточная толерантность предпочитающих слабые алкогольные напитки составляла в среднем 5-6 бутылок пива или 7-8 банок (по 0,33 л) джин-тоника, что эквивалентно более 200 мл чистого алкоголя. Суточная толерантность у юношей и девушек практически не различалась. Предпочитающие легкие алкогольные напитки обычно употребляют их в компании сверстников, на дискотеке, днях рождениях, «чтобы утолить жажду летом», достаточно редко в одиночестве. Почти все подростки данной группы сообщали, что желание выпить обычно возникает у них в компании сверстников. Такой характер употребления спиртного указывает на наличие групповой психической зависимости у данных подростков. Примечательно, что подростки, предпочитавшие легкие спиртные напитки, в. 100% случаев отрицали существование проблемы, связанной с алкоголизацией, и на прием к врачу обратились исключительно под настойчивым влиянием родственников и друзей. В процессе дальнейшего психотерапевтического лечения эти подростки представляли наибольшую сложность в плане коррекции алкогольной анозогнозии.

Вторую группу составили подростки, предпочитающие дистилляты или крепкие спиртные напитки (в абсолютном большинстве водку). Их оказалось меньшинство — 26,5% (18 человек, из них 16 юношей и 2 девушки). Диагноз алкоголизма (в эту группу вошли и все больные со 2-й стадией заболевания) был поставлен 12 юношам и обеим девушкам (88,8%), предпочитавшим крепкие напитки. Толерантность предпочитающих крепкие, алкогольные напитки составила 200-350 мл водки в сутки, что в пересчете на чистый алкоголь оказалось менее 100-150 мл. Предпочитающие крепкие напитки обычно употребляли их в небольших компаниях (2-3 человека), на днях рождениях и в одиночку.

Важным представляется, что у 36 человек (52,9%) отмечалось эпизодическое сочетанное употребление алкоголя с наркотическими или токсическими веществами. Главным образом, это были анаша (более 50%), транквилизаторы и седативные (30%), в шести случаях (17%) — экстази, в четырех случаях — героин, в двух случаях — грибы, вызывавшие галлюцинации. Табакокурение отмечалось у 55 (81 %) подростков. В группе подростков, сочетанно употребляющих алкоголь и наркотики, преобладали юноши — 30 человек (83.3%). Любопытно, что абсолютное большинство (88,8%) совмещали наркотики именно с легкими алкогольными напитками. Это перекликается с последними данными о значительном числе больных полинаркоманией, а также сочетанно употребляющих наркотики (в том числе и опиаты) и преимущественно легкие алкогольные напитки (Савченков и др., 2000).

Таким образом, оценивая современное состояние проблемы ранней алкоголизации и алкоголизма, можно сделать следующие предварительные выводы. 1) Современные подростки предпочитают легкие алкогольные напитки, которые они могут сочетать с «легкими» наркотиками и транквилизаторами. Это является важной особенностью аддиктивного поведения на современном этапе. 2) Соотношение юношей и девушек среди злоупотребляющих легкими спиртными напитками снижается, что свидетельствует о вероятном росте женского алкоголизма в будущем. 3) Среднесуточное количество употребляемых легких алкогольных напитков достаточно велико (более 200 мл чистого алкоголя) и превышает таковое у злоупотребляющих крепкими напитками (100 -150 мл). Это может способствовать быстрому переходу аддиктивного поведения в алкоголизм или иной вид зависимости (при со-четанном употреблении алкоголя и наркотиков). 4) Полная ано-зогнозия, отмечающаяся у подростков, употребляющих легкие виды спиртного, требует разработки современных подходов пр о-филактики и психотерапии этой формы ранней алкоголизации.

Диагностика химической зависимости у подростков

Для диагностики алкоголизма и наркомании у подростков используются тест RAFFT (Relax. Alone, Friends. Family, Trouble), шкалу психологической склонности к алкоголизации патохарак-терологического диагностического опросника (ПДО) для подростков (Личко, Лавкай, 1987; Иванов, Личко, 1992)*. Эти тесты могут помочь не только в диагностике, но и для выявления групп риска в подростковой популяции.

ТЕСТ RAFFT

1.    Выпиваете ли Вы или употребляете наркотики для того, чтобы расслабиться (Relax), почувствовать себя лучше или вписаться в компанию?

2.   Вы когда-нибудь выпивали или употребляли наркотики, находясь в одиночестве (Alone)?

3.   Употребляете ли Вы или кто-нибудь из ваших близких друзей (Friends) алкоголь или наркотики?

4.   Имеет ли кто-нибудь из Ваших ближайших родственников (Family) проблемы, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков?

5.   Случались ли у вас неприятности (Trouble) из-за употребления алкоголя или наркотических веществ?

Оценка результатов теста: положительные ответы на 1-й. 2-й и 5-й вопросы оцениваются в 1 балл каждый, а на 3-й и 4-й — в 0,5 балла. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное подозрение на наличие у подростка химической зависимости.

Кроме того следует знать Поведенческие признаки употребления наркотиков, Которые являются неспецифическими ** (Наркомания..., 2000). К ним относятся:

1.  Нарастающая скрытность ребенка. Часто она сопровождается увеличением количества и продолжительности «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое он раньше проводил в семье и за уроками.

2.  Возможно, ребенок все позже ложится спать и все дольше залеживается в постели с утра. У него появляется сонливость или, наоборот, бессонница.

3.  Падает интерес к учебе и привычным увлечениям, до родителей, возможно, доходит информация о прогулах школьных занятий.

4.  Ухудшаются память и внимание. Появляются трудности в сосредоточении на чем-то конкретном. В результате неизбежно снижается успеваемость.

5.  Увеличиваются финансовые запросы, и молодой человек активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах (если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома — это очень тревожный признак).

6 . Появляются новые подозрительные друзья или поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.

7.  Обращает на себя внимание появление неопрятности во внешнем виде, склонность к прослушиванию специфической музыки.

8.  Настроение ребенка — это очень важный признак — меняется по непонятным причинам, очень часто не соответствует ситуации: раздражительность в спокойной ситуации или, наоборот, добродушие в скандале. Появляется болезненная реакция на критику.

9.  Ребенок становится изворотливым, лживым, уходит от ответов на прямые вопросы.

10. Наконец, можно заметить следы инъекций по ходу вен на руках. Насторожить может и тот факт, что ребенок стал носить одежду только с длинными рукавами — независимо от погоды и обстановки.

Следует помнить, что при курении и при интраназальном употреблении наркотиков никаких следов инъекций не будет, поэтому следует ориентироваться на другие признаки.

В последнее время общедоступными стали и методы лабораторной экспресс-диагностики наркотического опьянения. Это специальные тест-системы, они представляют из себя бумажные полоски. в определенных местах пропитанные несколькими белковыми и химиче скими соста вами, которые после 5-секундного

Погружения в мочу испытуемого могут определить наличие следующих веществ: 1) опиатов; 2) кокаина; 3) МДМА («экстази»); 4) тетрагидроканабиола (алкалоида конопли); 5) амфетаминов; 6) барбитуратов.

Литература

1.   Битенский В. С, Херсонский Б. Г, Дворяк С. В. и др. Наркомания у подростков. — Киев: Здоров'я. 1989. — 216 с.

2.  Егоров А. Ю. Современные особенности раннего алкоголизма. Март 2001. Т. 2. С. 47-49.

3.  Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования. — СПб.: ПНИИ им. В. М. Бехтерева, 1992. - 38 с.

4.  Исаев Д. Д., Журавлев И. И., Дементьев В. В., Озерецкий С. Д. Типологические модели поведения подр остков с различными формами аддиктивного поведения. — СПб., 1997.

5.  Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1991. № 1. С. 8-15.

6.   Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. — М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 460 с.

7.   Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. — Л.: Медицина, 1983. — 255 с.

8.   Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. — Л.: Медицина, 1991. — 304 с.

9 . Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависимости / Под. ред. А. Н. иранского. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. - 384 с.

10: Пятницкая И. Н. Наркомании: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1994. — 544 с.

11.   Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. — Архангельск: АГМА, 1999. - 306 с.

12.   Наркология / Ред. Л. С. Фридман и др. — М.: Бином; СПб.: Невский диалект, 1998. — 318 с.

13.   Шабанов П. Д. Руководство по наркологии. 2-е изд. — СПб.: Лань, 1999. - 352 с.

14.   Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. — СПб.: Лань, 2000. — 368 с.

15. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. 2-е изд., изм. и доп. / Под. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001. — 176 с.

 
















Читайте также:

News image

Ученые сумели уничтожить плохие воспоминания, бросая луч света на клетки головно

Врачи могут в один прекрасный день быть в состоянии использовать определенную технологию для лечения посттравматического стресса. Метод, который, как было показано, чтобы функционировать на мышах указывает на возможность управления памятью. ...

Читать дальше
News image

Воспалительные заболевания кишечника

  Воспалительные заболевания кишечника Воспалительные заболевания кишечника (воспалительные заболевания кишечника (IBD)): язвенный колит Мы говорили о  пищеварительных расстройств, таких как синдром раздраженного кишечника, вздутие живота, а также, в основном из-за ...

Читать дальше
News image

Все опасности, скрывающиеся во фри

Как родитель, вы должны  знать, почему картофель фри абсолютно нездоровый продукт и почему надо прекратить давать его ребенку,  ребенок ещё маленький и не "встречался" с проблемной пищеварения. Диетолог  объясняет, п...

Читать дальше
News image

Факты о человеческом теле, которые удивят вас

Независимо от того, сколько  вы знаете свое тело, есть факты, которые удивят вас....

Читать дальше
News image

Ревматоидный артрит

Ревматоидный артрит (англ. rheumatoid arthritis) — это системное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением мелких суставов по типу эрозивно-деструктивного полиартрита неясной этиологии со сложным аутоиммунным па...

Читать дальше

Примечание: вся информация на medicinum.ru только для образовательных целей.

Для конкретных медицинских советов, диагнозов и лечения, проконсультируйтесь с вашим врачом.